Главной проблемой в Великом княжестве Литовском были незатухающие противоречия между русским народом, исповедующим Православную веру, и литовскими племенами. Жертвоприношения и мученические смерти православных христиан, устраиваемые языческими жрецами-литовцами в священной роще, обостряли отношения между двумя народами. Было понятно, что у государства, в котором нет единства, не может быть будущего. Понимали это и литовские князья. Поэтому согласились они на предложение поляков принять латинскую веру и объединить два государства для того, чтобы вместе взяться за перевоспитание русских. Как они это делали, и что из этого получилось, автор расскажет в своей публикации.

В 1386 году сын Ольгерда литовский князь Ягайло крестился по католическому обряду и женился на польской принцессе. В результате этого династического брака Ягайло становится польским королем и берет на себя обязательство обратить в католическую веру все население ВКЛ, в том числе и православных христиан Западной Руси, входящей в состав ВКЛ.

Для осуществления этих планов было задумано заставить православных христиан Западной Руси заключить унию с папой Римским и тем самым признать его своим главой. Для населения Белой Руси это была трагедия. Признать возможность догматического единения с католической церковью означало заявить о своей готовности стать перекрещенцем. Пойти на это предки белорусов не могли.

В 1413 году на польском сейме составляется акт о соединении Литвы и Польши в одно государство, в котором все высшие должности – воеводы и каштеляны – могли занимать только поляки и литовцы-католики. В результате в новом государстве литовская народность занимает привилегированное положение по отношению к русскому населению. Это объяснялось тем, что западнорусские земли в то время занимали положение завоёванных территорий, а народ, проживающий на них, рассматривался в качестве покорённого.

В ответ на нежелание предков белорусов принять чужую веру в 1436 году на территории ВКЛ вводится инквизиция. Противников католицизма преследуют и подвергают казням. Запрещается использование русского языка. Православным христианам для совершения обрядов крещения, венчания и погребения необходимо было брать разрешение у ксендзов, при этом хоронить по православному обряду разрешалось только ночью. Везти тела усопших православных христиан на кладбище можно было через те городские ворота, которые предназначались для вывоза нечистот.

Вот в какую кровавую и грязную яму ввергли литовские князья русский народ Западной Руси. И сейчас мы должны приложить все силы для того, чтобы узнали белорусы, сколько горя, слез и унижений скрывалось за красивым названием “Великое княжество Литовское”.

После образования в 1569 году государства Речи Посполитой на территорию Белой Руси хлынула польская шляхта. Усиленная полонизация и окатоличевание приобрели невиданный размах. Высшее русское сословие, чтобы сохранить свои доходы и имения, пошло на предательство своего народа и приняло чужую веру. Латинство становилось панской верой.

Но не отрёкся от веры своих отцов простой русский народ, и поэтому против православных христиан Белой Руси был объявлен настоящий крестовый поход. Своих эмоций папа Римский не сдерживал:

«Да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови»

(Исторический очерк церковной унии. Протоиерей Константин Зноско. Минск, 2004. С. 233)

Почему на таком высоком уровне раздавались призывы истреблять белорусов? И куда нас, белорусов, завела бездумная политика литовских князей?

«Примеру своих духовных отцов во всем следовали управляющие из католиков. Они делали заезды на православные монастыри и церкви, производили здесь буйство, выгоняли монахов и монахинь, раздев последних донага, и, очистив таким образом монастырь или церковь, передавали их униатам.


Подобные заезды сделаны были минской шляхтой на Минский Петропавловский монастырь и витебской шляхтой на Марков монастырь. Шляхтичи разбойническим образом нападали на православных священников, истязали и даже убивали их. Православным священникам отрубали пальцы, привязывали их нагими к четырем кольям, привешивали за руки и за ноги к шестам, заставляли есть сено, бегать на аркане за лошадьми. В Орше с оружием напали на Кутеинский женский монастырь и подожгли его. В Слуцке сожжены три православные церкви: Воскресенская, Замковая и Варваринская».

(Белоруссия и Литва. Минск: Изд. центр БГУ, 2004)

Надо обратить внимание на то, что делали это не дикие кочевники. Это Европа таким образом приобщала белорусов к своим ценностям. Сейчас мы видим, что в то время для наших предков наступил их черёд постоять за Веру Православную, и, несмотря на зверства сторонников унии, они не предали Веру своих отцов.

В октябре 1618 года жители Могилева закрыли городские ворота, наставили пушки и не пустили в город униатского епископа Иософата Кунцевича. Могилевчане знали, что их ждет расправа, но от Веры своей они отказаться не могли. Тогда польские войска взяли город штурмом и разграбили его. Оставшиеся в живых защитники Веры Православной были казнены.

В 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил известный просветитель Лаврентий Древинский. Он потребовал прекратить преследования православных христиан и сообщил собравшимся на сейме, что граждане полоцкие и витебские не могут иметь в городе ни церкви, ни даже дома для богослужения и поэтому вынуждены по воскресным и праздничным дням уходить в лес и там проводить божественные службы.

Рассказал Древинский и о вопиющем происшествии:
«Наконец, вот дело высшей степени ужасное, невероятно варварское и свирепое: в прошедшем году, в том же самом белорусском городе Полоцке, вышеупомянутый полоцкий епископ — отступник Иосафат Кунцевич дал повеление выкопать из земли тела православных, недавно погребённых в церковной ограде, и выбросить из могил христианские останки на съедение псам».
(Белоруссия и Литва. Минск: Изд. центр БГУ, 2004. С. 201)

И видим мы, что даже усопших, погребенных по православному обычаю, не оставляли в покое. В октябре 1623 года униатский епископ  Иософат Кунцевич прибывает в Витебск и устраивает очередные гонения на белорусов. По его приказу были найдены и разрушены все шалаши и землянки, в которых проводились богослужения. Слуги Кунцевича задержали и избили священника, и это стало последней каплей терпения для жителей города Витебска.

12 ноября 1623 года горожане ударили в набат, началось восстание. Кунцевич был убит, и его тело было брошено в Двину. Папа Римский Урбан VIII призвал короля Сигизмунда покарать непокорных. Расправа над жителями Витебска оказалась скорой и жестокой.

Руководил процессом литовский канцлер Лев Сапега. Более ста человек были приговорены к смертной казни, среди них были два витебских бургомистра и один полоцкий. Вот так папа Римский, польский король и литовский канцлер вершили суд над православными христианами Белой Руси.

И не тот ли Лев Сапега, именем которого белорусские «свядомые» назвали свой фонд, руководил судебным процессом? Если тот, то должны они знать, что на нем кровь православных христиан. Должны были это знать и белорусские идеологи, когда устанавливали в Полоцке памятник палачу белорусского народа Льву Сапеге, когда называли его именем одну из улиц в Минске.

Это Лев Сапега в угоду своей карьере меняет православную веру на протестантскую, а затем принимает католичество. Тридцать сребреников получил за это литовский канцлер. А не с литовского ли канцлера сейчас берут пример белорусские «свядомые», когда просят у Запада санкции для народа, а сами получают за это те известные тридцать сребреников?

Памятные монеты Национального Банка Республики Беларусь

Точно также вели себя и литовские князья. Вина их заключается в том, что отдали они народ Белой Руси на поругание полякам и ничего не сделали для того, чтобы облегчить его участь. Польша с усердием взялась за воспитание наших предков, но у белорусов была своя Вера, своя культура, своя душа, и поэтому не хотели они становиться поляками.

Казнь восставших витебчан проводилась через отсечение головы. С городской ратуши был сброшен колокол, в который били в набат, призывая жителей Витебска положить конец бесчинствам униатского епископа. Верхняя часть ратуши была разрушена, а в нижней части было устроено питейное заведение.

Да, православные христиане были готовы ценой своих жизней защищать свою Веру, но также решительно был настроен и польский король Сигизмунд III. Всем была известна его непреклонная решимость полностью искоренить Православную Веру в пределах Речи Посполитой, потому что народом в этом государстве считалась только католическая шляхта, а белорусы под эту категорию не подпадали. В чужом государстве жили наши предки. Поэтому взоры белорусов постоянно были обращены на Восток.

В 1624 году в Москву, к царю и Патриарху, была направлена делегация с просьбой принять Белую Русь в свое подданство. Но Москва после “Смутного времени” была не готова начинать с Польшей новую войну. Истощенной России это было не по силам.

Выход из создавшейся ситуации был один – это вооруженная борьба. Жители Могилева предупреждали гонителей Православной Веры: «Убъем вас и утопим в этой луже, хотя бы и нам, как было в Витебске, отрубили головы»

(Белоруссия и Литва. Минск: Изд. Центр БГУ, 2004)

Вот так решительно были настроены предки белорусов, и сейчас мы склоняем головы пред их подвигом. До освобождения белорусов от литовско-польского ига оставался 171 год.

Теперь давайте задумаемся. Православные христиане в Великом княжестве Литовском вынуждены совершать богослужения в шалашах. Православные священники бегают на аркане за лошадьми, а потом их заставляют есть сено… Латинская и униатская партии призывают «рубить схизматиков». В 1696 году вводится полный запрет на русский язык. И сейчас ученые Института истории Национальной академии наук Беларуси утверждают, что для белорусов это было время наибольшего расцвета. Для чего они это делают? А принцип тут известный: если нашим предкам в ВКЛ было хорошо, то и нам там будет хорошо. Вот так белорусские историки пытаются загнать нас в Европу.

Да, «выучили» белорусы на свою голову ученых, а они теперь своему народу «евромайдан» пытаются устроить. И получается это у них без горящих покрышек и коктейлей Молотова. Тут надо признать, что у академической науки имеется огромный потенциал. Только, к сожалению, используют его белорусские ученые не во благо своего народа, а во вред ему. Нам остается горько пошутить: «Вот у кого должны были поучиться бандеровцы, прежде чем идти на штурм Киева». 

Анатолий Шлыков

45 КОММЕНТАРИИ

  1. «` З Д Р А В С Т В У Й Т Е ! «`

    Разрешите О П Я Т Ь сказть…»не» ПРАВИЛЬНО…итак (вкратце) :

    ~ ~ ~ ЧТО ,,это,, — В К Л… ~ ~ ~

    _ ВКЛ = В,ешали, К,азнили, Л,ютовали !
    И эТОТ КОШМАР — временем расцвета назвали !
    В то время — ВКЛяхнутые — народ УНИЧТОЖАЛИ !
    А ныне — ИХ наследники — воспевать ИХ стали…
    Людей СЖИГАЛИ, людей ЧЕТВЕРТОВАЛИ !
    Людей, как скотские туши — РАЗРУБАЛИ !
    Люди ОБОСНОВАННО — то время ПРОКЛИНАЛИ !
    ГЕНОЦИД русского-белоруского народов — тогда ОСУЩЕСТВЛЯЛИ !
    *…великим-княжеством-литовским — тот КОШМАР назвали !
    НЕТ сроков давности — ТЕМ религиозным ПРЕСТУПЛЕНИЯМ !
    Дань Памяти НУЖНО (Судом) отдать — УНИЧТОЖЕННЫМ населениям !
    _ ВКЛ = В,ешали, К,азнили, Л,ютовали !
    Белорусско-русский народ — ОНИ ТАМ уничтожали !
    ЭТО был — религиозный ГЕНОЦИД — ПОРА это Признать !
    П О Р А Трибунал — по Осуждению ВКЛ С О З Д А Т Ь !
    Пришло Время — ТО время — Трибуналу (Суду) Пред`ать !
    Хватит ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВКЛ — историей восхвалять !
    ПРЕСТУПЛЕНИЯ прошлых правителей — ПОРА судом Осудить !
    НЕЛЬЗЯ народ — ПРЕСТУПНОЙ историей — продолжать ДУРИТЬ !
    * Время КВЛ — НУЖНО Трибуналом ОСУДИТЬ !
    * Восхвалять время КВЛ — НУЖНО Судом ЗАПРЕТИТЬ !
    НЕЛЬЗЯ в Белоруссию — времена КВЛ возвращать !
    Это равносильно тому, чтобы РБ — в религиозное РАБСТВО отдать !
    _ ЕДИНСТВО белорусского и русского народа,
    Это — Будущее РАЗВИТИЕ стран и РЕАЛЬНАЯ, для народов Свобода !
    Религиозному возврату (под «окормлением» памятью ВКЛ) — 100 % НЕТ !
    В С Е М У, что включает в себя даже «ТЕНЬ» КВЛ -STOP ! STOP ! STOP !
    Память о «добром» ВКЛ — ЭТО для Белоруссии… «ОТКРЫТЫЙ—ГРОБ»…!
    * ПОМНИТ, НЕ забыл — ВЕСЬ белорусский и русский народ,
    О том, что ВКЛ это — КРОВЬ, СМЕРТЬ, УНИЖЕНИЕ и ГНЁТ !!! [38-71]
    «««««««««««««««««««««««««
    НО…если что-то не так (по чьим-то взглядам…) ТО — Пожалуйста —
    Аргументируйте (Объективно-конкретно) ,,свои»… взгляды !
    — — — — —
    Ничего ни к кому личного, так… мысли мимо ПРОХОДЯЩЕГО…
    * Хорошего Вам (В С Е М…) настроения ! — — Благодарю.
    = = = = =
    С уважением — Валерий Бондарик, г. Эдмонтон. Канада. 08-4-17.

    P.S. Но НЫНЕ…для Белоруссии ОПЯТЬ…УГРОЗА от…»гiстарычнага-наследия»,
    которое ИЕЗУИТСКИ УСИЛЕННО…НАВЯЗЫВАЮТ в виде разных…»культурных»
    и прочих — ЛЖЕ-создаваемых (на «базе-прошлого-исторического-наслекдия») ПРОГРАММ…

  2. Анатолий, может, расскажете о том «добре», которое несли литвинам Иван Грозный, Петр l, Суворов и другие маньяки?

    • Если бы не Иоанн Грозный, Пётр I, Александр Суворов и Сталин, то вы, Игорь, умели бы считать только до десяти, да ещё расписываться. Надо заметить, на латинице. А читать и ещё что-то писать – это для вас было бы совсем лишнее. Это пообещал белорусам Гитлер в 1941 году.
      А вы случайно не из тех граждан, о которых я писал в статье «Флаги сорваны! И на землю брошены»? http://teleskop-by.org/2017/02/07/flagi-sorvany-i-na-zemlyu-brosheny

      • «Если бы не Иоанн Грозный, Пётр I, Александр Суворов и Сталин, то вы, Игорь, умели бы считать только до десяти, да ещё расписываться»

        логика уровня «дебила». А если бы не Чингисхан? А если бы не Тамерлан? А если бы не пророк Мохаммед или Джордж Вашингтон с Буддой?
        Вопрос поставлен — что принесли нам вышеуказанные люди, а не чтобы было, если бы… Просто автор не может ответить прямо на поставленный вопрос. Какое может быть тогда уважение к такому автору, и как можно доверять его текстам?

  3. Какая же гальматья . В К Л только и погибло, что было демократично и его окружала МОСКОВСКАЯ ОРДА.

    • Я в курсе ваших заблуждений. Правильный ответ вы найдёте в статье, которая будет опубликована на «Телескопе» через несколько дней.

  4. Лживая статья, заточенная под результат. Основной геноцид на белорусских землях осуществляли московиты — единоверцы православные. И убивалили они своих, жителей восточной части ВКЛ, в основном православных. И убивали миллионами. Например, после ливонских войн население восточной части ВКЛ сократилось более чем наполовину, многие местности обезлюдели, города были разрушены. В том же Могилеве, (интересно, почему автор об этом не пишет) население, насмотревшись на порядки русских единоверцев, вырезало московский гарнизон и попросилось обратно под крыло ВКЛ. И их взяли обратно.

    • Известно , что в имениях магнатов Речи Посполитой нередко стояли виселицы для устрашения и наказания белорусских крестьян. Столкнувшись с таким зверством, князь Г.А.Потёмкин 28 января 1787 года дал управляющему своих имений на Могилевщине Брожзовскому следующее распоряжение: «Все находящиеся в купленном мною у князя Любомирского польском имении виселицы предписываю тотчас же сломать, не оставляя и знаку оных». http://www.materik.ru/country/detail.php?ID=17522

      Интересно послушать тебя Сергей, как ты запоёшь, если в твоей деревне поставить виселицу?

    • Садись. Урок не выучил. Ставлю двойку. Придётся с твоими родителями поговорить.

  5. С маскалями бесполезно разговаривать на эту тему ,они до сих пор живут в своих иллюзиях- Москва центр вселенной ,а все остальные ей обязаны прислуживать.

  6. Твои кремлёвские хозяева будут довольны твоими опусами, но не долго, Шлаковъ.

    • Белорусы вместе с россиянами — это сила. Гей-клубами и панелями белорусов не соблазнишь. А вот в отношении тебя возникает подозрение.
      И кто это так на тебя повлиял? Интересно!

  7. был недавно в Московии, пока ехал по Ярославской области, плакаль, полная картина упадка, вы туда нам предлагаете вступить, господин Шлыков? черт с ней с историей, кто как хочет, так ее и интерпретирует ( хотя вы в своем опусе изрядно наврали), но вы пользуясь своей интерпретацией, хотите лохам навязать мысль, что только с расеюшкой белорусам будет достаток , благополучие ? пора вам в Ярославскую область.

    • В Беларуси плотность населения на кв. км. больше, и поэтому легче навести порядок на газонах. Также надо понимать, что Россия — это не молочные реки и кисельные берега. У россиян другие первоочередные задачи. Это оборона. Такая же задача стоит и перед белорусами. Я надеюсь, что вам не придёт в голову заявить, что Беларуси никто не угрожает.
      В своих статьях я пытаюсь показать, что наши союзники — это не страны Запада, а Россия. История это убедительно доказывает. Кроме того, я хочу убедить белорусов, что недостаточно быть торговым партнёром России. Беларусь должна стать верным союзником для неё. Но так ли это на самом деле? Не единожды автору этих строк было стыдно за свою Беларусь. А вам было стыдно?

  8. Как минимум хотелось бы получить источники-откуда сия ересь излилась? Все перемешано-кони, люди , даты. Извращено так, что стыдно за автора. Фи. Если совесть и ум есть -ответьте аргументированно. А москалевская голимая пропоганда… читайте сами

    • Автор — или провокатор, или абсолютно лишён знаний. Скорее — и то, и другое.
      Ягайла после свадьбы крестил Литву (нынешнюю Беларусь). Жмудь (Летуву нынешнюю) крестили в 1413 г. Вот там Литвины порезвились. Крестили с мечём.
      ЭНЕЙ СИЛЬВИЙ ПИККОЛОМИНИ
      О КРЕЩЕНИИ ЛИТВЫ.
      «Литва и ее просторы граничат с Польшей на востоке и там повсюду огромное количество болот и лесов. Витов был братом тому Владиславу [Ягайло], который перестал почитать [языческих] богов и вместе с Польским королевством принял учение Христа.
      ……. К литвинам очень тяжело приехать летом, потому что практически везде болота или текущие воды.
      …… Язык народа [Литвы] славянский. Он очень широко распространен»
      Для недопонимающих — Нынешняя Летува, даже с нашей Виленщиной, с Польшей не граничит.
      После крещения Литвы были построены первые костёлы — от Виленщины до Бреста, на Витебщине.

    • Ответ Владимиру: «Литва сделалась господствующим племенем не в силу своей племенной численности, а благодаря нашествию татар. До этого князья литовские и носа не смели показать из-за Немана и Вилии, сидели тихонько в дебрях своих лесов: кто в Кернове, кто в Креве, кто в Троках, кто в глуши Жмуди. Но лишь только татары, под предводительством Гаюка, разорили Мозырь, Туров, Пинск, Клецк, Слуцк и Новогрудок, – и это сделалось известным князьям литовским, – Эрдвилл со своею дружиною оставляет Кернов, переходит Неман и является на пепелище Новогрудка.
      На развалинах Новогрудка, в 1237 году, Эрдвилл воздвигает свой замок. Укрепясь в Новогрудке, Эрдвилл движется к Клецку, но и здесь находит одни развалины. И с Клецком Эрдвилл сделал то же, что и с Новогрудком. Между тем князь жмудский Скирмонд переходит реку Вилию, занимает города Заславль, Минск, Слуцк и Пинск. В Пинске Скирмонд основывает свой замок. Князья жмудские, сподвижники Скирмонда, начинают владеть Минском».

      (Воспоминание о древнем православии Западной Руси. Москва. Синодальная типография на Никольской улице, 1867).

    • Ответ Владимиру: Францисканский монах Плано Карпине, проехавший через древнюю Киевскую Русь в 1245 году, отмечал:

      «На всем протяжении пути находился в постоянном страхе перед литовцами, которые бросились опустошать Приднепровье, так как большая часть его жителей была побита и взята в плен татарами»

      (Беларусь как русская святыня. Л. Криштапович. Стр.12)

    • Ответ Владимиру: Как в таких случаях поступали народы, подвергшиеся порабощению? К сожалению, многие из них покорялись завоевателям, растворялись в них и прекращали свое существование. Да, так поступали многие народы, но только не русские. Раздражённые слова польского каноника из Кракова это подтверждают:

      «Из всех народов, носящих имя христиан, но отдаленных от Римской церкви, нет ни одного, который был бы так непоколебим в защите своего схизматического заблуждения, как народ русский. По упорству в своей схизме русские не верят никакой предлагаемой им истине, не принимают никакого убеждения и всегда противоречат; убегают от ученых католиков, ненавидят их учение, отвращаются от их наставлений. Признают только самих себя истинными последователями апостолов и Первобытной Церкви и все анафематствования против них из Рима считают вечным для себя благословением».

      (Исторический очерк церковной унии. Протоиерей Константин Зноско. Минск, 2004)

    • Ответ Владимиру: В 1500 году были сказаны эти слова. В своём монологе польский каноник называет наших предков русскими. Мы, белорусы, должны гордиться этим, потому что мы – кровь от крови и плоть от плоти наших русских предков, которые много веков назад сражались на Белой Руси за свою свободу, а значит, и за нашу.
      На протяжении всего литовско-польского ига, длившегося с 1237 по 1795 годы, народ Западной Руси и литовские князья понимали, что являются друг для друга чужими. Польский историк XV века Ян Длугош писал:
      «В 1388 году король польский Владислав в сопровождении польских и литовских князей и вельмож направился сначала в Витебскую, а затем в Полоцкую области Руси, где пребывал много дней; за это время он подавил и погасил мятежные движения».

      (Грюнвальдская битва. Длугош Ян).

      Становится очевидным, что столкнулись литовские князья с нежеланием русского населения Западной Руси принимать чужую власть. Поэтому вынуждены они были обратиться за помощью к польскому королю. Но могло ли быть будущее у такого государства? Нет. История это убедительно доказала.

    • Ответ Владимиру: Пользуясь тем, что население современной Беларуси в основном имеет лишь школьные познания о своей истории, белорусские историки проявляют профессиональную нечистоплотность и идут на хитрость. Отнимают они у наших предков русскую составляющую, и мы тут же становимся белорусами литовского происхождения.

      Белорусские “свядомые” от таких выводов приходят в восторг. Они и раньше не хотели слышать о русских корнях современных белорусов. Своими национальными героями они считали литовских князей. А тут на государственном уровне белорусские историки подтверждают их выводы.

      Но перестарались наши ученые, и результат не заставил себя долго ждать. Белорусский народ обвинили в воровстве. Недавно литовские ученые заявили, что соседи, то есть мы, одержимы так называемым белорусским литвинизмом и претендуем на их историю.

    • Ответ Владимиру: Большего позора для белорусов ещё не было. Нам стыдно за своих историков, которым так захотелось приобщиться к западной цивилизации, что стали они придумывать для белорусского народа национальных героев, которые никогда не были белорусами.

      “Зачем нам это было надо?” – такой вопрос мы задаем идеологам. Мы, белорусы, самодостаточная нация и в 2013 году отпраздновали 1025-летие Крещения Руси. И решили мы попросить прощения у литовского народа за необдуманные действия своих историков.

      Не нужны белорусскому народу литовские князья. По их вине слишком много крови пролилось на земле Белой Руси. Поэтому мы с большой радостью отдаем литовских князей обратно, а в придачу отдаем и своих академиков из Института истории НАН Беларуси. Не нужны они нам. Мы других, настоящих ученых научим.

      Да, мало того, что нам приходится идеологов учить Родину любить, так еще и историков надо заставлять свою историю учить.

    • Ответ Владимиру: Если что-то непонятно, задавай вопросы. Я научу тебя любить Родину- Мать…

  9. Какой бред! Нынешние белорусы не хотят даже и знать, что такое литургия. Какая церковь!? Чарка и шкварка, за вербу у церкви торгуются, как за корову.

  10. ГЕНОЦИД русского-белоруского народов — тогда ОСУЩЕСТВЛЯЛИ . Кто, московиты? Да! Без них , мол здесь даже считать не умели… Послушай, Шлыков, пиши свою галиматью для таких как сам, знатоков! Узнай кто такой Иван Фёдоров и Францыск Скорына. Ни с кем Россия не воевала больше, чем с беларусами. Напомню войны между ВКЛ-Беларусью и Московией-Россией: 1) в 1368-1372 гг.; 2) в 1406-1408 гг.; 3) в 1445-1449 гг.; 4) в 1492-1494 гг.; 5) в 1500-1503 гг.; 6) в 1507-1508 гг.; 7) в 1512-1522 гг.; 8) в 1534-1537 гг.; 9) в 1563-1582 гг.; 10) в 1609-1618 гг.; 11) в 1632-1634 гг.; 12) в 1654-1667 гг. За 300 календарных лет произошли двенадцать войн, занявшие в сумме 72 года!

  11. Автор не дебил, а значительно хуже. Невротичная стилистика и желание манипулировать мнением читателей напоминает киселева. Если ему не башляют кукловоды за эту ахинею, то он просто редкостный идейный псих.

  12. Анатолий Шлыков, почитайте что-нибудь, прежде чем такое писать.
    По русским летописям — Литва уже в конце 12 века делает набеги на соседние Псковские и Новгородские земли. Например, Псковская летопись: «Литва, выбегая из лесов своих на СОСЕДНИЕ Псковские земли, производила разорения….»
    В Новгородской летописи: «….Изяслав был посажен в Луках (Великие Луки), чтобы быть оплечьем (защитой) Новгороду от Литвы….»
    Это всё 12 век. Почитайте Татищева, хотя бы.

    • Время зарождения Древнерусской цивилизации характеризуется интенсивными миграционными перемещениями многих племен. Это было Великое переселение народов и происходило оно на огромной территории.
      Одни народы становились многочисленными, другие исчезали с исторической сцены. И говоря простым языком, это был огромный котел, в котором все бурлило. У предков белорусов был свой путь, а литовские племена пошли по другой дороге. Но находились эти пути и дороги по соседству, и поэтому вынуждены были славяне и балты портить жизнь друг другу и создавать трудности. Этого не следует отрицать.
      Польский историк XV века Ян Длугош давал самую нелицеприятную оценку этому балтскому народу: «Дух этого племени спесивый, мятежный, нечестный, дерзкий, лживый и скаредный». (Длугош Ян. Грюнвальдская битва.- М.- Л., 1962.- С. 15.)

    • Вы ошибаетесь! Там чёрным по белому написано, что это одна из версий.

      Читаем: «В вопросе о происхождении Литовских Князей, можно выделить 4 направления:
      1. Великие Князья Литовские (ВКЛ) происходят из династии Полоцких правителей — Князей Рогволодовичей.
      2. Итальянское (Римское) происхождение ВКЛ.
      3. Скандинавское (Варяжское) происхождение ВКЛ.
      4. Полабско — славянское происхождение ВКЛ».

      Мой вам совет придерживаться исторических фактов. Так польский историк XVI века Стрыйковский сообщал, что правнук Владимира Мономаха князь Роман Великий впрягал пленных литовцев в плуги и заставлял их раскорчевывать лесные участки. От тех пор осталась поговорка: « Роман, Роман! Худым живешь, литвою орешь».
      Мы не будем идеализировать прошлое. Тут остается только безобидно пошутить, что таким образом славяне пытались повысить уровень развития балтов. Вряд ли кто-нибудь решится отрицать, что земледелие по сравнению с разбоем является более прогрессивным занятием. Подтверждает это в своих трудах историк С.Соловьев, разъясняя, что Роман Мстиславович заставлял литовцев заниматься не разбоем, а земледелием.

  13. Уважение и чувство благодарности испытываешь всегда, когда читаешь работы автора. Данная статья и аргументированные ответы на провокационные вопросы и реплики только подтверждают высокую эрудицию Анатолия Шлыкова и его правоту.
    «Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней!. Сила в правде, брат.»

  14. Известный современный английский историк Айвар Норман Рычард Дэвис:

    «Термин «литовцы» принадлежит славянским соседям балтов, а термин «латыши» появился только в современное время. Финская группа находилась лишь на границах этих зон расселения. Финские племена позже переняли название Русь.» «А Полоцк, северо-западный крупный центр, посеял политические зерна, из которых произросло Великое Княжество Литовское (ВКЛ)» «Литвинов теперь провозгласили, достаточно фальшиво, воссоединенными с древней русской родиной, от которой их когда-то якобы отрезали.» «Старое название Литва было запрещено.» «После всех реформ, экзекуций и переименований нации литвинов, на вопрос, кто они по национальности, сельские беларусы могли ответить, что они «тутэйшие» «В эту эпоху волнений и бунтов поэт Адам Мицкевич (1798-1855), рожденный и выросший в Новогрудке. в местах, где само название Литва и появилось впервые, посвятил горестные и красноречивые строки почившему ВКЛ. Его эпическая поэма «Пан Тадеуш» (1834 г.) имела подзаголовок «Последний приезд в Литву»

    • ВКЛ это не Великое княжество Литовское, а Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское.

  15. Как же змагары подгорели от фактов, которые не вписываются в их псевдоисторичную литвинскую идеологию)) Вот адепты «маскали выразали беларусау» почитайте критику «Невядомай войны» от Лобина. http://scepsis.net/library/id_1104.html. И, кстати, Саганович сам сказал, что его книга нуждается в переработке.

  16. Жестокое было время…. Не буду говорить за другие земли, скажу за родную деревню под Тверью..Страшное разорение было от «литовских людей».
    С садистской жестокостью истреблено почти все население, поруганы церкви, сожжены дотла деревни. Моя деревня более чем на сто лет стала пустошью.
    И это не иллюзии, не фантазии. Это факты, это документы, я их видел сам.
    Однако я считаю, нам негоже уподобляться дикарям. Гораздо приятнее иметь добрососедские отношения. Торговать, ездить в гости, рыбачить вместе.
    К нам каждое лето приезжала семья Рудика из Прибалтики, мы провели с его сыном Мареком много времени чрезвычайно весело.
    А что сейчас? Запустили НАТО к нашему порогу, фашистам почет, русским презрение…
    Ребята! Давайте жить дружно!

  17. Написаны сорок один комментарий. Можно подводить итоги.

    В конце XII века певец «Слова о полку Игореве» в мрачных красках изображает современное ему печальное положение Полоцкой земли: “Двина мутно течет у полочан под грозным кликом поганой Литвы”.

    В начале XIII века нападения литовцев на Русь делаются всё чаще и чаще. Возвышению Литвы за счёт соседних русских областей немало содействовал татаро-монгольский погром. Археологические раскопки свидетельствуют о нашествии монголов в 1237 – 1240 годах на город Свислочь, находившийся в 100 км. к юго-востоку от Минска.

    Многочисленные литовские племена устремились в русские земли и начали захватывать их.
    1. Так литовский князь Ердивил силой захватывает земли Чёрной Руси: Городно (ныне Гродно), Берестье, Дрогичен и создаёт небольшое литовское княжество.
    2. В это же время другой литовский князь Мингайло предпринял поход на Полоцк, в котором тогда не было князя. “И мужи полочане вечем ся справляли как Великий Новгород и Псков”. Мингайло сумел весьма легко одолеть полочан и основал в их городе другое литовское княжество.
    3. Наконец третий литовский вождь Скирмунт, одержав победу над Туровским князем Мстиславом, овладел Туровом, Пинском, Мозырем
    и основал ещё одно литовское княжество в области Припяти. Литовцами также были захвачены и соседние земли смоленских княжеств.

    С течением времени литовский князь Миндовг объединяет разрозненные литовские княжества в одно государство ВКЛ, а его племянники, княжившие в Полоцке, Витебске, а также в Смоленских областях изгоняются.

    В 1250 году в Новгородке происходит крещение по католическому обряду и венчание Миндовга на царство королевской короной, присланной ему папой Иннокентием III.
    (Белоруссия и Литва. Минск: Изд. центр БГУ, 2004. С. 61 — 68)

    И вот тут сразу возникает вопрос: как получилось, что народ Западной Руси, исповедующий православную веру, оказался под властью литовского князя католика?
    Первую причину мы уже знаем. Это нападение на Русь татаро-монгольских полчищ и её ослабление.
    Вторая причина более серьёзная. Это разрозненность и междоусобицы между русскими князьями, а также не прекращающаяся борьба за киевский престол. Не смогли удельные русские княжества объединить свои дружины и выступить единым фронтом против кочевников и литовских племён.

    Какие выводы из этого должны сделать сейчас белорусы? Об этом автор напишет в следующем комментарии.

  18. Спасибо огромное автору! Бить в набат — это наша задача, в ответ на усилия нынешних идеологов приобщить белорусов к европейским «ценностям» !

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ