Поводом для размышлений послужило важное и судьбоносное событие в истории белорусского народа – 73-я годовщина освобождения столицы нашего Отечества, города-Героя Минска, от немецко-фашистских захватчиков. Сражаясь в той страшной войне не на жизнь, а на смерть белорусский народ в союзе с братскими народами многонационального Советского Союза отстоял свое неотъемлемое право на существование, право «людзьмі звацца». Поэтому В Республике Беларусь с этой датой совмещен День Независимости (День Республики).

Этот Великий день наша страна будет праздновать на фоне сложной социально-экономической и общественно-политической обстановки в мире. Современные реалии таковы: все больше обостряется геополитическое, даже правильнее сказать, цивилизационное, противостояние «западного» и Русского (восточнославянского) мира. Корни этого противостояния уходят в глубину веков, во времена, когда зарождались ценностные ориентиры.

Давайте остановимся на формировании основных черт «западной» и «восточнославянской» цивилизаций:

— Нынешняя западная буржуазная цивилизация возникла на «обломках» распавшихся родоплеменных общин. Поэтому для нее характерен образ человека, «сделавшего самого себя». Это образ человека-индивидуалиста. В таком обществе вопросы нравственности, ответственности и свободы возводятся в особый ранг, процветает культ денег и стяжательство. Ценность человека определяется не тем, что есть сам человек, а тем, что ценного есть у человека, его богатством. Вопросы нравственности и морали подчиняются следующей аксиоме: «нравственно все то, что приносит выгоду и прибыль».

— В жизни восточных славян – великороссов, белороссов и малороссов – община даже в период развития государства не утратила своего значения. Она не распалась, а стала фундаментом для государства. Поэтому у народов Русского мира сохранились и укрепились идеи коллективности и соборности. В центре внимания их мировоззрения всегда был и есть человек, гуманное отношение к близкому, что отражается следующим нравственным императивом: «человек человеку – друг, товарищ и брат». Некой специфичной особенностью Русского мира является своеобразная детскость: восприимчивость, открытость и отсутствие национального эгоизма.

Сегодня западная цивилизация во главе с США стремится к установлению нового миропорядка. Этот «новый порядок» (печально знакомый нам термин!), предполагает разделение мира на «золотой миллиард» и всех остальных – сирых и убогих, не имеющих даже права голоса. Насаждая политику «глобализации» и противодействуя интеграционной парадигме развития человечества на основе интернационализма и дружбы народов, они провоцируют межнациональные и межрелигиозные конфликты, дестабилизируют международную безопасность, лишают молодые поколения достойного и справедливого будущего, обрекают страны и народы всего мира на социальную деградацию, нравственное одичание, экологическую катастрофу и историческую безысходность. Большинству стран и народов уготована жалкая роль сырьевого придатка небольшой группы наиболее развитых государств и транснациональных корпораций, поставщиков дешевых материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Погоня за сверхприбылями транснациональных корпораций в очередной раз демонстрирует алчную сущность «западного мира».

В этой связи Россия стремится объединить вокруг себя восточнославянские народы, отстоять концепцию справедливого миропорядка, свои национальные интересы. И это очень не нравится Западу. Поэтому на современном этапе их основной целью является ослабление России и разобщение народов Восточной Европы.

Североатлантический альянс (НАТО) разросся уже до такой степени, что поглотил Прибалтику и находится у границ Союзного государства Беларуси и России.

Восточную Европу захлестнула волна ревизионизма. К примеру, польский Сейм принял поправки к закону о запрете пропаганды коммунизма, которые предусматривают демонтаж советских памятников, монументов, бюстов и мемориальных табличек по всей стране. Об этом 22 июня текущего года сообщило польское издание wPolityce. В Латвии, Литве и Эстонии при молчаливом согласии полиции и властей регулярно проходят марши националистов, поощряются марши бывших легионеров СС.

Украинский вопрос в последнее время стал своеобразным «Рубиконом» в геополитическом противостоянии, посылом небольшим по размеру и незначительным по политическому влиянию государствам определиться, на чьей они стороне – «добра или зла», за кого они – «за белых или за красных», чьи они сторонники – Западного или Русского мира.

Беларуси тоже не избежать ответа на предложенный вызов. Волна ревизионизма постепенно стала докатываться и до нас. Поползновения разыграть «национальную» карту со стороны либеральной прозападной части правящей элиты, ее своеобразные реверансы в адрес националистической оппозиции, реанимация на этом фоне тематики «незалежнасці» Беларуси и возвращения к своим «нацыянальным караням» подстегиваются отдельными «аналитиками» не только из стран Западной Европы, но и заявлениями некоторых «экспертов» из Российской Федерации, которые фактически работают в интересах Запада. Все эти попытки агентов влияния «западного мира» призваны решить одну стратегическую цель – оторвать Беларусь от России, ослабить братские узы, связывающие наши народы.

Да, никто не спорит с тем, что нужно сохранять и приумножать наследие предков, свои национальные традиции, ценности, язык и культуру. Но нужно помнить и о том, что корни всего национального ведут к единой колыбели восточнославянской цивилизации. И язык, и культура белорусского народа имеют те же истоки, что и язык, и культура русского и украинского народов. Все вместе мы и есть Русский мир!

Не способствуют единению и проявления великодержавного шовинизма среди отдельных представителей правящей элиты и «историков-политологов» в Российской Федерации, направленные на отрицание существования белорусского языка и белорусского народа как такового. Стоит только вспомнить выпады журналистов информационного агентства «REGNUM» и директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонида Решетникова, заявившего, что Беларусь – это историческая часть России. Уважаемый Леонид Петрович, а почему же не Россия является исторической частью Беларуси или Украины? Ведь Киевская Русь объединяла земли на территории современных России, Украины, Беларуси, Польши, а также окраинные земли на территории современных Румынии и Латвии. Русские княжества (Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество, Великое княжество Владимирское, Муромо-Рязанское княжество), так же, как и княжества на территории современных Беларуси и Украины, образовались в период феодальной раздробленности после распада Древнерусского государства. Так что невозможно определить кто чьей исторической частью является. Со стопроцентной уверенностью можно сделать только один вывод: такая деятельность не прибавляет очков в пользу объединения Русского мира вокруг России, а играет на руку «западному миру». Подобные высказывания дают повод националистам разных мастей не только в Беларуси, но и в Украине, Польше, других славянских странах более активно пропагандировать идеи «незалежнасці» и «вяртання да гістарычных вытокаў», пугать «агрессивностью» русского народа.

Об опасности этого явления предупреждал И.В.Сталин на XII Съезде РКП(б). Обращаясь к докладу товарища Сталина, начинаешь понимать, что сегодня среди власть имущих в России также есть «пятая колонна», пособники «западного мира», которые делают все возможное, чтобы препятствовать единению восточных славян.

Как современно и злободневно звучат тезисы из доклада И.В.Сталина: «… Доверие, которое мы приобрели, мы можем растерять до последних остатков, если мы все не вооружимся против этого нового, повторяю, великорусского шовинизма, который бесформенно, без физиономии ползет, капля за каплей впитываясь в уши и в глаза, капля за каплей изменяя дух, всю душу наших работников так, что этих работников рискуешь не узнать совершенно. Вот эту опасность, товарищи, мы должны во что бы то ни стало свалить на обе лопатки, иначе нам грозит перспектива потери доверия рабочих и крестьян ранее угнетенных народов, нам грозит перспектива разрыва связи между этими народностями и российским пролетариатом, и этим самым нам грозит опасность допустить некую трещину в нашей системе».

Анализируя современную действительность неминуемо приходишь к выводу, что российская политическая элита, пользуясь патриотической риторикой, имеет совершенно другие цели, нежели действительное единение Русского мира: сохранить свои капиталы и отвлечь население от насущных проблем, внедряя в сознание весьма привлекательные для обывателя идеи великодержавного шовинизма. Именно поэтому уже многие годы тормозится углубление интеграции и создание полноценного Союзного государства Беларуси и России с едиными наднациональными органами управления, именно поэтому ряд соглашений о создании ЕАЭС просто не работает.

А ведь тем временем есть же пример единения наших народов в составе Советского Союза на принципах национальной политики большевиков, которая предусматривала равенство больших и малых народов, право народов на самоопределение, а также формирование рабочих организаций по интернациональному принципу. Национальная политика разрабатывалась в высших партийных структурах и проводилась с учетом каждого региона. На местах она получила название белорусизация, украинизация, татаризация и т.д. В резолюции Х съезда РКП(б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» подчеркивалось, что необходимо добиваться доверия угнетенных наций, развивать на их родном языке органы власти, судебные органы, курсы и школы как общеобразовательные, так и профессионально-технические, культурно-просветительные учреждения, прессу, театр.

На протяжении многих веков белорусский народ был угнетен сначала польскими панами Речи Посполитой, затем помещиками царской России. И только Советская власть помогла белорусам сбросить это ярмо. По сущности национальная политика большевиков – это политика, объединяющая братские народы.

Республика Беларусь и сегодня, благодаря тому, что сохранила все лучшее из советской истории, является примером мира и спокойствия. Благодаря политике, которую проводит Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, у нас нет конфликтов на национальной и религиозной почве, несмотря на то, что в стране проживает более 140 национальностей и народностей. И не следует верить нелепой лжи о том, что в Беларуси «притесняется» русский язык или русский человек. Как может притесняться язык, который на ровне с белорусским является государственным?

Анализ всего вышесказанного показывает, что не так страшны националистические активисты: их помыслы и действия понятны. Намного опаснее «пятая колонна», которая, к сожалению, появилась и у нас в управленческих структурах, использует властные рычаги для продвижения и реализации собственных интересов и планов.

Все чаще подбрасывается мысль о придании бело-красно-белому флагу и гербу «Погоня» статуса историко-культурных ценностей. С такой инициативой выступила Либерально-демократическая партия Беларуси. В частности, на сайте ЛДПБ было размещено следующее заявление: «Этот шаг станет реальным шагом для еще большего единения граждан нашей страны и понимания того, что наша история не может быть хорошей или плохой. Все, что пережила Беларусь: от ВКЛ, БССР и до независимой Беларуси, должно быть ценным для каждого из нас».

Правда 21 июня, накануне дня памяти жертв Великой Отечественной войны, первый заместитель председателя ЛДПБ Олег Гайдукевич заявил, что партия решила снять этот вопрос с повестки дня: «Мы выступали с точки зрения истории, что надо ее ценить, независимо от того, это БССР, Речь Посполитая, Великое княжество Литовское или еще что-то. Но наше заявление захотели политизировать определенные политические силы, тем самым внести в этот вопрос политику. Это крайне негативно для контекста вопросов, которые мы подняли. Поэтому мы считаем сегодня не актуальным поднимать в Беларуси вопросы символов, религии с политической точки зрения. Кроме раскола общества это ничего не несет. Этими вопросами должны заниматься больше историки, а не политики».

В развитие темы о государственных символах бывший заместитель главы Администрации Президента, в ведение которого входила идеология, ныне глава администрации Центрального района города Минска Игорь Бузовский в беседе с представителями оппозиционного издания «Наша ніва» заявил: «Герб «Пагоня» и бело-красно-белый флаг – это наше культурное достояние. Не надо их политизировать».

Также насчет бело-красно-белой символики в интервью «Нашай ніве» высказался действующий депутат, член постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, экс-заместитель начальника УКГБ по г.Минску и Минской области Петр Атрощенко. В беседе он отметил: «… мне выбаршчыкі часта задавалі пытанне, як я стаўлюся да сцяга, гімна, «Пагоні». Я думаў пра гэта і перакананы, што калі будзе такая патрэба – трэба правесці рэферэндум. Паверце, і ў мяне знаёмых, якія трымаюцца гэтых сімвалаў, шмат. Але меркаванні ўсё ж разыходзяцца. Вы мусіце разумець, што шмат людзей дагэтуль жывуць у Савецкім Саюзе. Ім важныя хаця б частковыя згадкі іх мінулага жыцця, калі быў камунізм, калі мы ўсе жылі ў сваім закрытым куце і ні пра што не ведалі. Я думаю, што калі б такі рэферэндум адбыўся сёння – то яшчэ б перамагла постсавецкая сімволіка. Але едзе машына з БЧБ-налепкай – хай едзе. А то памятаю, паказалі брамніка «Крумкачоў», а ў яго на пальчатках БЧБ-палоскі. Ну і што? Навошта кагосьці правакаваць і засяроджваць на гэтым увагу? Ну, і ў мяне майка з такімі колерамі таксама ёсць, а на рабочым стале вось стаіць дзяржаўны чырвона-зялёны сцяг. Ці маглі б суіснаваць два сцягі? Я думаю, што так, абсалютна. А ўвогуле, я патрыётамі захапляюся».

Знаете, дело ведь не в том, каково личное отношение депутата, чиновника или партийного босса к этой символике. Дело в том, на чем делается акцент. А акцент делается на то, что бело-красно-белая символика не принимается только той частью граждан, которая «дагэтуль жыве ў Савецкім Саюзе», что придет время и все поменяется.

Это попытка переформатировать сознание белорусов, развернуть их мировоззрение в пользу прозападного, либерального, чуждого нашему народу, попытка убедить их в том, что нет никакой братской связи между белорусами, русскими и украинцами, что белорусы – это так называемые «литвины», особая европейская нация.

А ведь бело-красно-белый флаг и герб «Пагоня», о которых так горюют эти господа, безусловно, не могли и не могут быть приняты подавляющим большинством белорусского народа, поскольку, во-первых, они являлись политическим атрибутом карательных отрядов на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны, во-вторых, созданы они были деятелями Белорусской Народной Республики, которые свою опору видели в лице оккупационных властей кайзеровской Германии.

Автором бело-красно-белого флага, созданного в противовес поддержанной подавляющим большинством белорусов ССРБ (Советской Социалистической Республики Беларусь) по поручению руководства рады БНР в 1918 г., считается Клавдий Дуж-Душевский. Просуществовал этот флаг, как и БНР, не долго, всего около 9 месяцев.

В до БНРовский период все упоминания в истории Беларуси бело-красно-белой символики, кроме знамен татарских сотен Витовта, не являются оригинальным отображением бело-красно-белого флага, а являются различными вариациями этих цветов и форм: это и красный крест на белом фоне, и чередование белых и красных полос в разном количестве, в разной последовательности и даже разной направленности. По принадлежности использования его можно соотнести (опять же, не считая династий татарской дружины Витовта) в основном с династической символикой польской знати.

Второе появление этой символики было замечено в годы Великой Отечественной войны, в качестве символики белорусских коллаборационистов, находившихся в услужении немецким оккупационным властям.

Если касаться исторического значения герба «Пагоня», то нужно взглянуть правде в глаза. Более древним символом является герб «Колюмны» или как его еще называю «Столпы Гедимина». Согласно легенде, герб был привезен с собой родоначальником династии князей Великого княжества Литовского римлянином Палемоном, родственником императора Нерона. Этим гербом пользовались его потомки – княжеский род Гедиминовичей. Первые же изображения «Колюмн» встречаются на монетах после 1386 года. В Грюнвальдской битве 1410 года из 40 литовских хоругвей 10 были с изображением «Колюмн». Считается, что эти 10 хоругвей были великокняжескими, то есть непосредственно подчинёнными Витовту.

Кроме того, «Колюмны» имеют большую схожесть со знаками Рюриковичей, княжеского рода Киевской Руси. Поэтому ряд историков считает верным версию о их происхождении от так называемых «трезубцев» Рюриковичей. Вероятнее всего, «Колюмны» были гербовым знаком Полоцкого княжества.

В истории именно «Колюмны» олицетворяли Русь, Русский мир, частью которого являлось Великое княжество Литовское.

Таким образом, проанализировав все моменты появления в истории Беларуси бело-красно-белого символики, можно сделать вывод, что бело-красно-белый флаг является, по меньшей мере, историческим символом смутного времени. Его использование белорусско-польскими националистами во все времена было обусловлено простой логикой – использовать любые средства и действия в Беларуси, если это будет во вред России. Во все времена действия белорусско-польских националистов укладываются в логику игры интересов иностранных государств против России, где Беларуси отведена второстепенная роль быть средством в этой борьбе.

Так каким же символом единения нации может быть эта символика? Как можно не политизировать фашистов? Как можно называть патриотами тех, кто стрелял в собственных детей и стариков, кто сжигал деревни вместе со своими соотечественниками, кто присягал на верность захватчикам? Этой символике место не среди историко-культурных ценностей, а рядом с поверженными знаменами оккупантов и коллаборационистов.

А вот деятельность либерально настроенной части чиновничества, которая больше озабочена обеспечением собственного благополучия и пытается скрыть свою неспособность, а то и нежелание, заниматься поиском путей эффективного решения государственных задач, в итоге подрывает авторитет действующей власти в белорусском обществе, постепенно и последовательно разрушает его стабильность.

Исходя из всего вышесказанного, напомню адептам «западного мира» очевидные истины:

— судьбоносный выбор подавляющего большинства белорусского народа в пользу союза с Россией был обусловлен пониманием того, что нас соединяют мощные, глубокие узы: исторические, территориальные, культурные, ментальные, у нас единое «коллективное бессознательное», мы понятны друг другу по языку и образу жизнедеятельности;

— Евросоюз, США и «западный мир» в целом, озабочены не уровнем развития демократии, рыночной экономики или национальной идентичности в Беларуси, а тем, как побыстрее сделать из Республики Беларусь антироссийский форпост. Они делают все возможное, чтобы не допустить единства «восточнославянского мира». Западу мы нужны исключительно в качестве злобного антироссийского вассала, создающего постоянную турбулентность вдоль границы с Российской Федерацией.

Надо ясно понимать, что в современных условиях Республика Беларусь должна быть еще теснее с Россией. Нужно помочь России преодолеть все преграды, которые возводят апологеты «западного мира» на пути великого единения братских народов, ибо если не устоит Россия, то рухнет и Беларусь. Стабильность и развитие Беларуси неотделимы от стабильности и прогресса России. Будущее Беларуси – в единстве с Россией, в единстве Русского мира, а значит у своих исторических истоков!

Николай ВОЛОВИЧсекретарь Центрального Совета СКП–КПСС, магистр физико-математических наук

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Статья в сущности спекулятивная.
    Но задача поставлена -«… помочь России преодолеть все преграды, которые возводят апологеты «западного мира»…», за работу товарищи коммунисты-карьеристы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ