Нет в нашем прошлом более кровавой и жуткой страницы, чем Великая Отечественная война. Столько смерти, боли и разрушений принесла она Беларуси, навсегда оставила рубец на её теле. В глазах высшего руководства Третьего рейха день 22 июня 1941 года был началом конца для всех народов СССР, не исключая и белорусов. «Cкопление животных», «cлавянское семейство кроличьих» (Vogt M. Herbst 1941 im „Führerhauptquartier“. Berichte Werner Koeppens an seinen Minister Alfred Rosenberg, Koblenz 2002, S. 43), «180-миллионная смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать — это расстреливать без всякой жалости и милосердия» — такими нас видели верховоды Германии. Целый пласт документов по подготовке генерального плана «Ост», согласно которому белорусы лишались своей этнической территории и превращались в рабов, «план голода» Бакке с призывом не проявлять «никакой поддельной жалости» к мирному населению на Востоке, приказ о неподсудности солдат вермахта за воинские преступления, полыхающие деревни, превращенные нацистами в руины города, уничтоженные ими гетто — обо всём этом известно любому образованному человеку. Однако и сегодня в Беларуси находятся люди, которые восхищаются гитлеровцами, и дату 22 июня воспринимают, судя по всему, «далеко неоднозначно»…

Конечно, гитлеровцам было бы проблематично претворять в жизни свои планы без местных предателей-полицаев, готовых по свистку своих хозяев, не моргнув глазом, убивать своих соседей, друзей, родственников, невзирая ни на возраст, ни на пол. Стоит ли напоминать, что одно из самых жутких и леденящих душу преступлений той войны — сожжение Хатыни — было совершено именно коллаборационистами?

Впрочем, в современной Беларуси находятся люди, выражающие симпатию лицам, добровольно надевшим на себя повязку со свастикой. И доцент исторического факультета БГУ Зинаида Антонович не одинока в своих взглядах. 9 марта этого года актёры витебского Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, государственного учреждения, посетили могилу одного из самых плодовитых нацистских публицистов времён оккупации Франтишка Олехновича (1883–1944).

Актёры театра на могиле гитлеровского пособника

В 1942–1944 годах Олехнович был главным редактором пропагандистской газеты «Беларускі голас» («Biełaruski hołas»), издаваемой латинским шрифтом. На её страницах мы встречаем хвалы «правадыру Нямеччыны Адольфу Гітлеру», звериный антисемитизм, русофобию и полонофобию, похвальбы «новому порядку» и оккупационному режиму — традиционный набор для коллаборационистской прессы. Печатался Олехнович и в одиозной «Беларускай газеце».

Газета, которую редактировал Франтишек Олехнович
По данным кандидата исторических наук Сергея Жумаря, Олехнович входил в восьмёрку самых пишущих журналистов «Беларускай газеты»

В своих воспоминаниях, опубликованных ещё при жизни в оккупационных изданиях, «выдатны дзеяч» не скрывал своей ненависти к «жыдзюкам»:

«Праз гэтыя апошнія дні, якія я патраціў на сваю падарожжу, Коўня яшчэ больш перамяніла свой вонкавы выгляд. На вуліцах поўна бальшавіцкага войска і — жыдзюкоў. Божа! Колькі іх тут! Ці затрымаешся, каб спытацца, як прайсьці на нейкую вуліцу, ці пачнеш таргавацца з хурманшчыкам, — усюды навокал цябе цікаўныя, што нахальна глядзяць у вочы, маладыя сыны Ізраіля, што напіраюць на цябе. Адчуваеш сябе як ува сьне, калі хочаш уцякаць ад нейкага страхацьця, а яно цябе не пускае, а ногі непаслухмяныя, ня маюць сілы адпіхнуць жудасьці; крычаць хочаш, а з горла вырываецца толькі цяжкі стогн. Але ад сну прачынаешся, а тут сон не спыняецца: усюды, на кажнай вуліцы, у кажным завулку ты бачыш сьпічастыя бальшавіцкія шапкі і жыдзюкоў, жыдзюкоў, жыдзюкоў… Куды падзецца?»

Этот предатель ещё подольёт масла в огонь Холокоста на страницах своей газетёнки, разжигая ненависть и прославляя «фюрера»…

Олехнович признавался, что его переполняла радость, когда он услышал о начале войны и о том, что бомбардировщики люфтваффе летят громить советские города:

«Цяпер мне стала ясна. Цяпер я паверыў. З радасьці я нават забыўся спытацца жыдка, хто ён і ад імя каго дае мне загад. Ці ня ўсё роўна? Самае важнае — вайна! Канец маіх мукаў, канец бадзячага жыцьця, я буду магчы вярнуцца ў сваю хату і жыць як чалавек. Ужо чырвоная нечысьць не дасягне мяне <…> Паявіліся на небе самалёты. Гэта былі нямецкія самалёты! Зь якой радасьцяй я ім прыглядаўся! Неўзабаве пачуліся гукі выбухаў. Гэта было для мяне найпрыгажэйшай мэлёдыяй, якую я чуў у сваім жыцьці… »

Националистическая историография, стремясь «отбелить» пособника нацистов, наплела мифы о том, что тот, дескать, в глубине души немцев не любил, состоял членом «Беларускай незалежніцкай партыі» (которая была такой «нелегальной» и «незалежніцкай», что курировалась абвером и готовила диверсантов батальона Дальвитц под руководством СС; источник: Piotrowski Т. Polands Holocaust: Ethnic Strife, Collaboration with Occupying Forces and Genocide in the Second Republic, 1918-1947. London, 1998. P. 155), и якобы застрелен он был самими немцами, чему нет никаких подтверждений, кроме домыслов беглых полицаев. Отдельный предмет воздыханий — «мученичество» Олехновича, пострадавшего от сталинских репрессий в 1920-1930-х годах. Легендарного партизанского командира Василия Коржа и белорусского поэта Кузьму Чёрного пытали в застенках НКВД, семью подпольщика Константина Заслонова раскулачили и выслали на Кольский полуостров, отца Героя Советского Союза Петра Машерова расстреляли, оба родителя пионера-героя Марата Казея были репрессированы (впоследствии мать, оказавшись в оккупации, прятала у себя раненных партизан, за что была повешена немцами в 1942-м), пыткам и избиениям подвергались будущие маршалы Победы Константин Рокоссовский и Кирилл Мерецков. Но эти люди не испытывали радости от гула геринговских самолётов и их души не грели пожары мирных городов. Они просто защищали свою Родину и будущее своего народа.

3 марта 1944 года Олехнович был застрелен в Вильнюсе (по одной версии советскими, по другой — польскими партизанами). Последний раз его пьесы ставились в Беларуси в 1943-м. Но Витебский национальный академический драмтеатр решил возродить славные традиции рейхскомиссариата Остланд и теперь на главной сцене города (!) ставят пьесу нациста «Тень мысли нашей…», чтобы, как пишут на официальном сайте заведения, «обратить внимание общественности на имя драматурга и его творчество, содействовать его возвращению в белорусскую культуру». По-видимому, возродить хотят ненависть к «жыдзюкам» и ностальгию по бомбардировкам детдомов, школ, больниц, жилых кварталов Минска. Такую нелёгкую миссию взяла на себя ведущий мастер сцены театра Нина Обухова (страница в сети «Вконтакте», страница в Facebook). В спектакле «расово верного» драматурга играют актёры Наталья Аладко (страница ВК, страница в Facebook), Георгий Лойко (страница в Facebook), Ульяна Атясова, Роман Соловьёв.

Нина Обухова давно облюбовала могилу своего любимчика-нациста

Неудивительно, что сотрудники Витебского национального академического театра нашли взаимопонимание с «Таварыствам беларускай культуры ў Літве», которое помогло организовать постановку пьесы в Вильнюсе. Это «Таварыства» занимается организацией встреч с Зеноном Позняком, с белорусскими наёмниками, поехавшими на Донбасс «набираться опыта» для «свержения диктатуры», называет создание белорусского гитлерюгенда в 1943 году (СБМ) «наиболее славным моментом нашей истории», а палача Вильгельма Кубе представляет как человека, который хотел передать управление оккупированной территорией «из немецких рук в руки белорусов». Кроме того, эта почтенная организация обращается к мировой общественности с призывом «не признавать диктатора Лукашенко и его хунту», рассуждает о возможности «люстрации» чиновников.

И с этими «спадарами» плотно сотрудничает государственное учреждение за деньги, выделяемые из бюджета Республики Беларусь. Неплохой выбор администрации театра, не правда ли? Готова ли дирекция понести ответственность за то, что превратила драмтеатр в националистический притон гитлерофилов?

Чего ждать от витебского драмтеатра в будущем? Постановок «забытого советами немецкого драматурга Пауля Йозефа Геббельса»? Хороший был драматург: написал ещё до вступления в НСДАП «Иуду Искариота», «Генриха Кемпферта», «Борьбу рабочего класса», «Семя», «Странника». Только с постановками в ФРГ как-то не ладится. «Советское мышление», наверное, мешает…

Игорь Кононенко

38 КОММЕНТАРИИ

    • Проблему в рамках юриспруденции не решить. Есть Указ Президиума Верховного Совета от 17 сентября 1955 года
      «ОБ АМНИСТИИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН, СОТРУДНИЧАВШИХ С ОККУПАНТАМИ
      В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 — 1945 ГГ.» Там есть пункт » Освободить от ответственности и тех ныне находящихся за границей советских граждан, которые занимали во время войны руководящие должности в созданных оккупантами органах …. пропаганды, в том числе и вовлеченных в антисоветские организации в послевоенный период, если они искупили свою вину последующей патриотической деятельностью в пользу Родины или явились с повинной.» К тому же Аляхнович гр. СССР после обмена в Польшу формально не был. Польша признала его своим и приняла к себе. Для нас он остался шпионом Польши. И пособником фашистов. Формально его литературные труды не запрещены. Это Вам не книга Цанавы о партизанском движении. 60000 — тираж пошли под нож, а там много интересного (т я имею ввиду том. 2. Глава «Белорусские буржуазные националисты злейшие враги белорусского народа» 200 страниц истории коллаборционализма. В БССР тираж 10000 первый том тоже ушёл, но второй том даже не издавался. Берегли мы душу предателей и изх спокойствие — сейчас расхлёбывать надо, а как? Давайьте электронную версию книги Цанавы создадим. Том 2. Гл.5. Кстати, кто читал?

    • И что? Я написала эл. обращение в Министирство культуры. До сих пор жду ответа…

  1. По одному фото так судить! Автор данной статьи — сильно недалёкий и не творческий человек. Давайте прекратим ездить на немецких машинах, ведь на них ездила верхушка рейха?

    • Дурачок, они его пьесу ставят на сцене театра, цветочки к могилке носят и на официальном сайте на него дрочат как на «забытого гения». Ты хоть статью читал?

      • А как насчет Театра юного зрителя в Минске? Забыли, что там в 2012 году был поставлен спектакль «Пан министр» Ф.Алехновича? Или не знали? И спектакль этот стал одним из победителей Национальной театральной премии Беларуси! … Не гоните волну. Ф.Алехнович не запрещен ни к прочтению, ни к постановке. И пьесы его не о фашистах… Он, кстати, много сделал для развития белорусской драматургии и в белорусском театроведении на почетном месте… Если так всех казнить давайте Л.Гениюш читать не будем. Давайте Я.Коласа запретим, потому что он о попах нелицеприятно высказывался постоянно. Про Я.Купалу вообще молчу…

        • Литературные труды Геббельса тоже не запрещены. Но почему-то их никто не догадался ставить в театрах. Не знаете, почему?

          • Какова официальная позиция белорусских властей по отношению к деятельности Олехновича во время оккупации? Является ли автор и его произведения запрещенными к печати, постановкам в театрах?

    • Уважаемый Яугений, вы предлагаете «… Давайте прекратим ездить на немецких машинах, ведь на них ездила верхушка рейха.». Однако, на этих машинах если кто и ездит, то только в вашем воображении. (Не исключено, что где-то, у кого-то ВОЗМОЖНО и сохранились подобные раритеты, НО ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ В 1945, а сейчас 2017 год.)
      Вы вопрошаете -«По одному фото так судить!». Яугений, а, что в статье только одна фотография, без ничего? Вот так одна «голая» фотография и даже без аргументов в форме текста?
      Заметно, что вы очень творческий человек.

  2. «`З Д Р А В С Т В У Й Т Е ! «`

    В К Р А Т Ц Е !
    «««««`
    ТАКОГО НЕ может быть, в Белоруссии ! НО…ТАКОЕ, оказывается — ИМЕЕТ место быть !
    * И ,,всему-этому,, ПРИВЕРЖЕНЫ те, кто…РОДИЛИСЬ в Белоруссии…! Вот это да !
    «««««««`
    Странно, хотя нет — ПОНЯТНО, на ДАННОМ ресурсе МНОГО очень Актуальных статей
    (касаемо ситуации в РБ), однако люди ПРЕДПОЧИТАЮТ МОЛЧАТЬ…(чего БОЯТСЯ)…
    * Речь о комментариях, а НЕ о тех «комм-риях», которые «гонят» т.н….»наёмники»…
    [наверное ТО, что ДАННЫЙ ресурс ПРО-властный и ЕСТЬ ПРИЧИНА…страха…]
    ««««««
    Люди — НЕ бойтесь ! НЕ молчите ! НЕ оглядывайтесь НА…»тень» Сашкину — «улады» !
    — — — — —
    Ничего ни к кому личного, так… мысли мимо ПРОХОДЯЩЕГО… Благодарю.
    = = = = =
    С уважением — Валерий Бондарик. Эдмонтон. Канада. 04-7-17.

    • что за бред я сейчас прочитал? не смотря на почти полное отсутствие логической связи в в этом потоке, можно понять что гражданин из Канады называет беларусов трусами, а президента диктатором, в прочем ни чего нового
      а если учесть, что многие из бывших нацистов бежали в Канаду, и ни чего удивительного

    • Давно слежу за комментами этого типа из Канады, он больной или старый маразматик

  3. Но главное — мы , да и автор, молчим о роли худрука театра Анисенко, академика Международной Кирилло-Мефодьевскай академии славянского просвещения, завернувшего просвещение не в ту степь

  4. Надо бороться с пятой колонной, создавать гражданские радикальные организации, которые будут искоренять предателей!

  5. К сожалению, Олехнович работал в газете как типичный журналист, обслуживающий власть. С того времени мало что изменилось. Многие коллеги помнят, как Федута 22 годна назад, когда был при власти, наставлял на планёрках подчинённых поливать грязью белорусскую оппозицию. Тогда же Якубович рассказывал, как трудно будет обществу без воров в законе и тому подобных «авторитетов».
    При этом он мог в душе быть добрым человеком и любить котиков.

  6. Наверное, автор на первых росс.каналах стажировался. Разжигаем в лучших традициях пропаганды.

  7. Судя по статье, Телескоп — пролукашенковская хрень! И здесь знают, как отработать бюджетные деньги! А если не бюджетные — закрывайтесь- такой дряни полно в СМИ, не дурите людям головы. У меня и прадеда, и пробабку немцы сожгли, и евреям я сочувствую, но это не значит, что поэтому я должна возлюбить СССР с его репрессиями против народа и ту часть этого же народа, которая не евреев, а своих же соседей отправляла в лагеря во имя какой-то выдуманной Родины. Родина — это и есть твоя семья, твои соседи, твой дом. И сейчас моей семье, соседям, знакомым плохо. Пенсионерам на нормальную жизнь не хватает пенсии, рабочим- зарплаты, безработным -работы. Знакомая каждый год ездит в Германию ухаживать за какой-нибудь престарелой бабкой, потому что нашим социальным работникам такая зарплата и не снилась! Очнитесь, живите здесь и сейчас, и перестаньте уже пугать всех усохшей мумией войны. Перед пенсионерами голод маячит- нет погоды, не будет урожая, а надежда больше на свои грядки, чем на «дзяржаву».

    • То есть Беларусь для вас — выдуманная Родина? Вы — манкурт?

      И вообще, вы всерьёз считаете,что всё, что вы тут понаписали, оправдывает коллаборационизм и почитание сотрудниками театра нацистских холуёв?

      • Как достала эта риторика. Как с газеты «Правда» при Брежневе. «Нацистские холуи, коллаборационисты». Посмотрите на историю с 1939 не глазами парторга коммуняки, а глазами человека 21 века. Сколько в то время было недовольных советами, особенно в Западной Беларуси. Они искренне ненавидели советскую власть, которая лишала их права частной собственности, трудиться на себя, а не на колхоз. Лишила частного предпринимательства. Люди искренне считали Гитлера освободителем. И это была их величавшая трагедия и заблуждение. Это нужно понять и принять. Они тогда еще не понимали, что коммунизм и фашизм — явления одного свойства, только в разных упаковках. Там гулаги, здесь концлагеря. Авторитаризм. И миллионы человеческих жизней, погубленных ради «великих» идей. В юности (в сэсэсэрии) одна моя знакомая бабушка партизанка, ветеран ВОВ высказывала крамольную мысль — если бы фашисты не начали уничтожать мирное население, то партизанского движения могло не быть.

        • Если бы немцы не стали уничтожать мирное население, люди бы не простили Сталину то, что для подготовки к войне он их заставил работать сверх всяких человеческих возможностей. Подготовка к войне оказалась бы гораздо страшнее самой войны. Но немцы очень быстро объяснили, что готовились мы не зря и затраты того стоили. Люди все обиды забыли и сказали спасибо, что не дал расслабиться и угодить в немецкий желудок.

        • Вот мы и смотрим на историю глазами человека 21 века, а не как вы — глазами коллаборациониста.
          В 1939 произошло воссоединение белорусского народа, и это — безусловное благо.
          В 1941 на нас напал Гитлер. Из 21 века мы чётко видим, что это было абсолютное и безусловное зло, победить которое могло только абсолютное добро. Абсолютное добро — это наше с вами Отечество, которое объединяло в тот момент и белорусов, и русских, и другие народы. И это Отечество существовало в форме государства СССР. Ваши личные претензии к государству СССР, которые более напоминают пропагандистские клише (но это тема отдельного разговора), не имеют никакого отношения к Отечеству. Не путайте государство, формы которого могут быть разными, и Отечество, являющееся более высокой категорией.
          Вы пытаетесь подменить понятия и сказать, что в ответ на какие-то возможные несправедливые действия​государства можно предавать Отечество и становиться на сторону его врагов, перейти со стороны Добра на сторону Зла.

          • Отечество — страна отцов. Философское и эмоциональное понятие. Не Отечество дало писателю 10 лет каторги на Соловках, а власть, государство. Как он должен был относится к такой власти? Проглотить «пилюлю» и встать под алые стяги: «За Ленина, за Сталина!»? Он остался верен своему Отечеству. (Кстати, если бы после развала СССР власть и компартии покаялись за преступления сталинизма, никто бы не искал «ростки фашизма и нацизма» в наше время и подобная статья не вышла бы вообще.) После фразы «воссоединение белорусского народа» не хочется продолжать диалог. Вы уж меня извините, пожалуйста. Т.н. «воссоединение» прошло в результате известного пакта, а не по добровольному и активному желанию населения, особенно Западной Беларуси. Людоеды Гитлер и Сталин готовили площадки для неизбежной войны. И термин «воссоединение народа» — это продукт советской пропаганды, чтобы как-то оправдаться перед мировой общественностью.
            Остается сесть в машину времени и спросить тот самый народ Восточной и Западной Беларуси: так ли они жаждали воссоединения, как того хотели в свое время граждане ФРГ и ГДР?

  8. Вы пьесу читали?! Вы спектакль видели?! Приглашаю всех!!! Придите посмотрите, а потом рассуждайте, кто кого почитает!

  9. «Предательство» Олехновича зародилось в гулаговском лагере (хотя кого он предал мне не совсем понятно (не нужно только аппелировать к Его Величеству Народу). Судьба трагична, как и судьба всей Беларуси. Как оценить его поступок с моральной стороны? Каждый решает сам. Актёры театра отдали дань его памяти как драматургу и художественному руководителю Витебского театра в 20-е годы, а не как коллаборанту. Обвинять их за это вряд ли стоит. Мы просто ещё не научились принимать людей такими, какими они есть или были. Мы по-прежнему не хотим понимать и прощать. Совковость заключается в создании мифических образов: либо белых либо чёрных, прямых как палка и плоских как крышка унитаза. Научимся ли мы видеть в первую очередь ЧЕЛОВЕКА, а не исполнителя социальной роли? Вопрос открытый…
    P.S. Лично мне захотелось перечитать его пьесы и книгу (да-да, ту самую про «кіпцюры»)

    • «Нацизм» Гитлера зародился после разбойного Версальского мира. Судьба его трагична, как и судьба всей Германии. Как оценить его поступок с моральной стороны? Каждый решает сам. Я отдаю дань его памяти как выдающемуся австрийскому художнику, а не как диктатору Третьего Рейха.

      P.S. Лично мне захотелось пересмотреть его пейзажные работы (да, да, те самые про Вену и другие города).

      • Не очень интересуюсь живописью. Да и художества фюрера не особо впечатляют. Что касается Олехновича, то его творческое наследие мне как профессиональному историку и белорусу интересно. Восхвалять не призываю, но и клеймить не считаю правильным. В истории важна ретроспективность. Многим белорусским деятелям культуры «повезло-не-дожить»: кому-то до советской власти, кому-то до Второй Мировой. Кто знает, кому бы они «служили», повернись судьба по иному. Франтишек Олехнович, Вацлав Ивановский, Наталья Арсеньева, Лариса Гениюш и ряд других не вписались в «генеральную линию» (впрочем как и Бронислав Тарашкевич, на которого обменяли шпиона-Олехновича, а потом «грохнули» как врага народа). Их имена постарались вычеркнуть из исторической памяти, чтобы не портить светлый образ «младшего брата» и «Партизанской Республики», где все как один верны заветам Ильича, славянскому братству (с лёгким привкусом рашизма) и строят общество всеобщего равенства и благоденствия. Да только не всё так стерильненько и убогенько в нашем королевстве. Подточенные временем образы комиссаров в пыльных шлемах уже давно лишены лоска. Лениноидолы потихоньку отправляются на свалку истории в прямом и переносном смысле. Открывается новый «белорусский космос», в котором были и коммунисты, и анархисты, и нацисты, и пацифисты… Важно не бросаться в крайности и не создавать себе новых идолов по примеру соседей (бандеров, святониколаев, лупашек и т.д.). Если хотим строить своё государство, нужно перестать стыдиться собственной истории. Немцы не отрицают существования нацизма — это их крест, их боль, их жестокий урок. Кому-то идеи Гитлера близки и сегодня, и не только в Германии. Кто-то считает Сталина величайшим человеком ХХ века и оправдывает его методы правления. Кто-то строит колоссальные изваяния Чингисхана и Цинь Шихуанди, намекая на собственное величие. Кто-то запускает Тэпходоны во имя идей Чучхе. Кто-то сеет зёрна демократии по всему миру, которые почему-то всходят стеблями кровавых войн. Новое тысячелетие не сделало людей более гуманными.
        Статейка, мягко говоря, притянута за уши. То ли зависть менее удачливых коллег (которых в Литву не взяли), то ли желание «подосрать» нынешнему руководству театра. Мелковато как-то для ТЕЛЕСКОПА. Замахнулись звёзды изучать, а по факту червяков в какашках рассматриваем. Одним словом, МИКРОСКОП

        • А кому-то в Германии наверняка интересно «творческое наследие» художника Гитлера и драматурга Геббельса. Но почему-то никто не догадывается устраивать публичные выставки работ Гитлера, ставить пьесы Геббельса в театрах, никто не чествует их таланты и не выкладывает потом фотографии. Знаете почему? Потому что это признак плохого тона в приличном обществе. А нам такие как вы и эти недалёкого ума «театральные деятели» пытаются навязать, что предательство Отечества и коллаборационизм нужно рассматривать отдельно от творчества, которое, как вы тут заявили, вам «как белорусу» интересно. Мне как белорусу это творчество не интересно, потому что данный человек предал моё Отечество.
          Что значит «не надо стыдиться истории»? Применительно к чему? Мне как белорусу стыдно, что был такой мой одноплеменник Олехнович, который предал Отечество и стал служить Гитлеру. И я не хочу, чтобы это воспринималось терпимо. Нельзя терпимо воспринимать зло. А олехновичи — это однозначное зло. А ещё зло — это когда пытаются оправдать предательство этими людьми своего народа и Отечества какими-то частными эпизодами их жизни, связанным с несправедливым (несправедливым ли?) отношением к ним со стороны государства. Государство и Отечество — это разные понятия.
          Людей типа Олехновича абсолютно правильно представлять в истории как коллаборационистов, потому что они встали против своего народа, а не потому, что кто-то хотел «не портить образ младшего брата», тем более что этой цели — «не портить» — никто не ставил. Коллаборационизм — их самый главный итог в жизни, а не пьески и рассказы. Именно он остаётся в памяти, должен оставаться!
          Ну а то, что вы посмели использовать термин «рашизм», выдаёт в вас унылого русофоба: очень странное желание у вас публично продемонстрировать своё невежество и невоспитанность.

  10. Я понимаю ненависть к нему –
    Впервые Вождь не циник и не деспот.
    Услышу ли, припомню ли – пойму:
    С ним возвратиться в солнечное детство.

    Когда без слёз при скудости стола
    Нам дороги с ладошки крошки хлеба,
    Где облаком заботы и тепла
    Никто из малых не укутан не был.

    И вот опять лихие времена –
    По собственной вине. А по соседству –
    Не впавшая в беспамятство страна
    Военных лет мне воскрешает детство.

    Где верили: окрепнешь, подрастёшь,
    Где мать с отцом не опускали руки –
    Безжалостный к себе и к людям Вождь
    Нас уводил всё дальше от разрухи.

    Не согрешив по сердцу и уму,
    Скажи – кто в кабалу сей час не продан?

    …И так понятна ненависть к нему
    Извечных захребетников народа!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here