Любовь к Родине – непреходящая благость, вскрывающая всё лучшее в человеке. Любовь к Отчизне – естественное состояние неравнодушных сыновей и дочерей своей земли. Бесконечный источник жизненной энергии и вдохновения для творчества. Но крайне тонка и малозаметна грань, отделяющая истинный патриотизм от национализма, когда сердечная привязанность к своей земле перерастает в липкую неприязнь и, в конечном счёте, в неприкрытую ненависть к другим странам и народам. Перешагнувший эту незримую грань националист необратимо становится нацистом.

Витебск – город искусств, естественный центр творчества и культуры. И сколько бы «сверху» не назначали «культурными столицами» белорусские города, каждый житель страны знает непреложное: Витебск – истинная культурная столица Беларуси.

4 апреля 2018 года в Республиканской художественной галерее Белорусского союза художников (Дворец искусства, ул. Козлова, 3) открылась выставка «Код: 25.03.2018», посвященная 100-летию БНР.

Таким образом, гражданам Беларуси как бы сообщается, мол, у нас демократия, никто не преследует инакомыслящих: хотят художники выставляться под такой вывеской – ради Бога! Пусть развлекаются, никто не останавливает. Главное, чтобы тачку с навозом у президентского дворца не выставляли, как это проделал однажды в столице витебский художник.

Выставку посетили оппозиционеры, выступил поэт и политик Некляев. У нас свобода слова, пожалуйста! Председатель Белорусского союза художников Григорий Ситница также произнёс речь: «25.03.2018 – это совсем не рядовая последовательность цифр на календаре, это ключевой код к воспоминаниям о тех драматических событиях, что в марте 1918 года запустили необратимый процесс, результатом которого и стало существование на современной карте мира государства Республика Беларусь».

Очень хочется надеяться, что Белорусский союз художников, созданный в советское время для осуществления вполне конкретной идеологической миссии, с подобной торжественностью устроит аналогичную выставку к 100-летию БССР, а председатель уверит посетителей в том, что Республика Беларусь – преемник Белорусской ССР.

На выставке были представлены и витебские мастаки. Так художник Светлана Баранковская, являющаяся главой областного отделения БСХ, представила гобелен, изображающий советского писателя Василя Быкова, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР. Тот редкий случай, когда мастерское исполнение перекрывает смысловой подтекст, который пытается навязать зрителю автор, используя в произведении символику коллаборационистов, полицаев-карателей времён фашистской оккупации.

Возможно, к 100-летию БССР и к 80-летию сталинского творческого объединения, ныне именуемому Белорусский союз художников, Светлана Александровна – с подобающим размахом! – организует юбилейные выставки, представив публике не менее талантливо исполненные произведения с советской символикой.

А иначе нам придётся довольствоваться низкопробными поделками от какого-нибудь альтернативного около художественного центра… Витебляне помнят скандал с «головой Ленина из холодца». Подобные «перформансы», выдаваемые за искусство – суть этой псевдо художественной деятельности. Духовная, нравственная и ремесленная деградация.

Очевидно, что «перформансы и инсталляции» подменили собой понимание искусства как деяние выдающегося мастерства, ведущего к нравственному воспитанию и духовному возвышению. В этом, в подмене, основная опасность безобразия, именуемого «современным искусством» и «особым видением».

Однако подобные центры с удивительной лёгкостью подменяют собой Союз художников; им запросто передают выставочные залы, ранее находившиеся в собственности Союза.

За государственный счёт существуют некие около культурные объединения, при том, что талантливые профессиональные художники вынуждены едва сводить концы с концами, оплачивая непомерные счета за мастерские.

Пора понимать: кто на самом деле «правит бал» в художественной сфере и формирует сознание подрастающих поколений. Государству пора перестать отмахиваться от сложившейся неприглядной ситуации.

В своих статьях мне неоднократно приходилось указывать на проявления нетерпимого местечкового национализма. В который раз хочется донести простую мысль, что руководитель любого объединения, любой организации должен отказаться от каких-либо политических высказываний и не вести политическую деятельность. По той простой причине, что в объединения входят люди с различными политическими взглядами, представители различных наций, культур, традиций и верований. В особенности это касается творческих союзов.

В то же время, считаю, что отделам культуры и идеологии нужно вернуть профессиональные художественные советы, комиссии, состоящие из выдающихся деятелей культуры и искусства, признанных мастеров, которые будут уполномочены давать художественную оценку произведениям, выставляем в государственных учреждениях, салонах, музеях и выставочных залах, будут способствовать формированию выставок. Для всего остального имеются частные галереи и фестивальная торговля.

Художники, писатели и артисты вправе иметь свою точку зрения и возможность высказывать её публично. Однако непременно должен быть соблюден принцип уважения к другим мнениям, иным национальностям и верованиям, принцип вмещения, главенства этики, художественной ценности; недопустимы какие-либо проявления национализма.

Закончу словами Константина Паустовского: «…захлебывающиеся слюной от умиления перед своим народом и лишенные чувства меры, всегда доводят эти национальные черты до смехотворных размеров, до

патоки, до отвращения. Поэтому нет злейших врагов у своего народа, чем квасные патриоты».

Эльвира Мирсалимова, Витебск

vitbich.org

2 КОММЕНТАРИИ

  1. С кем вы, мастера белорусской халтуры? Напомнили статью в Независимой газете «С кем вы, мастера халтуры?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ