Во вторник Фоминой седмицы (второй недели после Пасхи) в Русской православной церкви отмечается день особого — «вселенского», общецерковного молитвенного поминовения усопших.

Этот день в православной традиции получил название Радоница.

История возникновения праздника, его содержание и противоречие с Уставом Церкви

Уставом (Типиконом) Русской православной церкви поминовение на Радоницу вообще не предусмотрено, праздник в Уставе не упоминается. Однако начиная с XIV века традиция особого поминовения усопших вскоре после праздника Пасхи распространилась по всей Русской церкви.

Известный литургист, священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров; 1887—1962) подвергал критике традицию совершения на Радоницу заупокойной службы, копировавшей службу Троицкой субботы. Он подчеркивал, что Устав не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного.

На практике в день Радоницы в храмах совершаются вечерня, утреня, Божественная литургия и панихида по усопшим. После Божественной литургии совершается панихида по усопшим. Она служится особым чином, включающим пасхальные песнопения.

Согласно святителю Амвросию Медиоланскому (340—397), «достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня».

В исторических документах Радоница, или Радуница, упоминается с XIV века. В некоторых местах бытовала традиция поминовения усопших в течение целой недели, поэтому вторая неделя после Пасхи именовалась Радоницкой. Местами день поминовения приходился на понедельник Фоминой недели.

Ученые расходятся в вопросе о происхождении самого слова «Радоница», однако наиболее распространенным является понимание Радоницы как праздника радостного пасхального поминовения мертвых и близость этого термина со словами «радование», «радость».

Традиция распространена не только в Русской церкви, но и в целом у южных славян — в том числе у болгар, сербов, православных поляков.

Обычай поминовения усопших в понедельник или вторник Фоминой седмицы обусловлен тем, что, согласно Типикону, после Фомина воскресенья по будням возобновляется пение литии по усопшим, прекращавшееся в Великий четверг на Страстной седмице.

Тем не менее, в богослужении этого дня церковный устав не предполагает никаких специальных заупокойных молитвословий, поскольку вторник Фоминой седмицы приходится на период попразднства Антипасхи.

См. также видеосюжет: протоиерей Андрей Шумилов, настоятель храма Архистратига Михаила на Девичьем Поле, о поминовении усопших

Народные обычаи на Радоницу

Церковь осуждает некоторые народные обычаи этого дня, подчеркивая их языческое происхождение.

Так, например, еще в середине XX века среди православных в Белоруссии этот день был связан прежде всего с обильной трапезой: на Радоницу пекли драчёну, варили кашу, жарили «яешню», красили в шелухе яйца, пекли пироги, лепешки или блины, готовили кутью, хозяин варил пиво или покупал водку.

После полудня всей семьей шли на кладбище к могилам близких. Нередко приглашали священника для совершения церковной панихиды и чтения заупокойной молитвы. Затем катали по могиле крашенные яйца, поливали могилы пивом или водкой. Одно крашеное яйцо хозяин закапывал в землю, а сами могилы накрывали рушниками, на который ставили разную еду.

Этюд к картине «Радоница», художник Ф.С. Шурпин, XX век

Считалось, что блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Если встречались нищие, их одаривали крашеным яйцом, а иногда угощали едой и напитками.

Старики и старухи вечером оставались дома, а молодежь и люди среднего возраста шли к кабаку, водили хороводы, играли в горелки, пели песни, веселились. Отсюда пошла белорусская пословица: «На Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

В некоторых регионах дореволюционной России Радоница была днем домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбище было не принято.

Например, на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии на Радоницу готовили баню для мертвых, оставляя для них воду с веником, чистое белье, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали следы умерших.

В Черниговской губернии вторник Фоминой недели назывался Радульные деды; считалось, что предки в этот день приходят домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки; на стол выставляли три перемены блюд («завтрак», «обед» и «ужин»), после чего «диды шли до дому».

На Украине и в Белоруссии сохранился обычай по завершении Радоницы мыться в бане.

В Полесье к Радонице красили яйца, но уже не в красный цвет, как на Пасху, а в «жалобные» цвета — желтый или зеленый. Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радоницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи.

В день Радоницы дети «окликали» первый весенний дождь. Утверждалось, что не бывает такой Радоницы, чтобы в этот день не прошел хотя бы небольшой дождь. Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье.

Если же в этот день ударял первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождем через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость.

Когда во вторник на Радоницу шел дождь, говорили: «Божья Мать коромыслом будет воду носить».

В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радоница, и Пасха праздновались в один день.

В Белоруссии Радоница официально объявлена государственным праздником и выходным днем — Днем поминовения усопших. В 2018 году выходным днем Радоницу объявили в Брянской области.

rublev.com