Часть 3. Апология революционно-коллаборационистского гимна «Магутны божа» «православным» священством

Часть 1. Часть 2.

Пропаганду своих либерально-националистических взглядов, включая и апологию революционно-националистического гимна «Магутны божа», околоцерковное обмирщенное сообщество Беларуси во главе с клириками-обновленцами осуществляет вполне публично – на страницах в социальных сетях с множеством подписчиков, с многочисленными сетевыми перепостами и перепечатками в оппозиционных СМИ во главе с порталом TUT.by, суммарный охват аудитории которыми многократно превосходит публикацию выступлений всех епископов Церкви вместе взятых и даже аудиторию государственных СМИ (не говоря уже о том, что то же самое звучит в их же проповедях с амвонов, кафедр учебных заведений, в воскресных школах, на приходских заседаниях, на церковных мероприятиях). При этом простое публичное обращение внимания на содержание этих публичных же их выступлений – совершенно естественное и даже необходимое для Церкви – воспринимается в их сектантской среде как «доносы» и «призывы к расправе». Что не мешает им заниматься как раз настоящими доносами – с изобилием инсайдов, домыслов и даже откровенных вымыслов (то есть, клеветы), не говоря уже о разнообразных оскорбительных эпитетах.

При ближайшем рассмотрении, впрочем, ничего удивительного в таком поведении этих «православных» прославителях «Магутнага бога» нет. Клирики-представители данного сообщества «имеют вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим.3:5) – являются «православными» лишь по форме, а по духу, по образу мысли, по выбору авторитетных словесных источников (духовных учителей) – форменные либеральные обновленцы (наследники предыдущих их поколений): по конфессиональной тяге – католики (в том числе через стадии автокефалии и униатства, как на Украине), а по мировоззрению – протестанты, с которыми по всем мiру усиленно сочетается сам католический Костел. В этом легко убедиться любому церковному человеку (особенно, скажем, опытным священникам и монахам) – достаточно ознакомиться с содержанием их сетевых страниц с публикациями и комментариями. Сугубо заметим, что в Белоруссии этот процесс еще весьма сдержан – на фоне, например, ряда Поместных церквей, где в расколы, ереси и обновленчество впадают не просто многочисленные священники, но группы епископов и даже целые Синоды с патриархами.

Возглавляют эту группу священники, прошедшие обучение (или, скорее, тренинги с промывкой мозгов) в иезуитской Варшавской экуменической теологической академии, с которой еще десятилетие назад (и давнее) налаживались активные контакты, – знаменитый многолетний руководитель Синодального информационного отдела Сергей Лепин и его заместитель Евгений Громыко, которые никогда не скрывали, помимо прочего, своих откровенно полонофильских и профанарских настроений, а также целое сообщество молодых гродненских «птенцов гнезда Артемиевого», прошедших «варшавскую закалку» почти поголовно во главе с самим архиепископом Гродненским Артемием, также зачем-то потянувшимся за «духовным образованием» в экуменическую Академию в Варшаве, наконец, 5-6 клириков полукатолической Лиды. Духовно к ним примыкает и еще ряд в основном молодых (25-45 лет) иереев, зачастую успевших «поучиться» в западных католических и протестантских теологических учреждениях и «неожиданно» набравшихся соответствующего духовно-теоретического мусора; или прошедших школу Европейского гуманитарного института, перебравшегося в Вильнюс и ставшего центром подготовки новой «БЧБ-элиты»; или просто поучившихся в оставшемся в наследие от ЕГУ Институте теологии БГУ (плод хитрой комбинации западников на пороге перехода от социализма к постсоветскому обществу в 1990-х), долгое время не могущим очиститься от той духовно-идейной скверны.

Епископ же Гродненский Артемий впал в откровенную прелесть на почве антисоветизма (вплоть до явной симпатии к сатанинской Февральской революции, русофобии и прославления нацистских коллаборационистов) и ныне, возомнив себя новым святителем-исповедником патриархом Тихоном, «в тяжелые, смутные дни скорби принявшим на себя от Бога подвиг вещать людям слово истины и любви», постоянно выступает с революционными проповедями с прославлением современных «светлых и мужественных» БЧБ-борцов (змагаров) за некую «правду и свободу» с «необольшевистской кровавой диктатурой» А.Лукашенко – как новых «новомучеников и исповедников Христианской веры», перед которыми «должны становиться на колени советские учителя, вырастившие ОМОНовцев». Нежелающие же участвовать в БЧБ-революции (вне зависимости от их отношения к действующей власти), включая собратьев-епископов и священников, гневно обличаются им как «жизнелюбцы, предающие свои высокие идеалы…, формирующиеся под влиянием своих грешных не только прадедов, но и отцов».

Видимо, это «необольшевистский режим Лукашенко» в течение 25 лет как-то мешал епископу Артемию строить в Гродно и половине Гродненской области храмы (и, между делом, финансовое благополучие руководства Гродненской епархии) и осуществлять проповедь Православия! Видимо, это «диктаторский режим Лукашенко» принудил епископа Артемия создать в историческом сердце западноруссизма Гродно обновленческо-экуменическую язву на теле Церкви Белой Руси и анклав БЧБ-литвинизма! Видимо, наконец, это «тоталитарный режим Лукашенко» мешал епископу Артемию замечать мощнейшую прозелетистско-пропагандистскую деятельность в его епархии католического Костела и польских фондов и оказывать этому противодействие, а не пособничество! В том числе через антисоветистское восхваление Речи Посполитой Пилсудского, перешедшее и на Генеральный округ «Вайсрутения» рейхскомиссариата Остланд.

Себя же и клириков, публично поучаствовавших в революционных митингах и призывах (в том числе в форме суггестивных воздействий, которому учат в иезуитской Варшавской академии), епископ называет «терпящими поругание пастырями и овцами стада Христова». А «те, кто терпят и в терпении славят Бога, – восстают в славе и в силе», – очевидно, имея в виду поехавшего в Варшаву за революционными ЦУ Тадеуша Кондрусевича, прошедших через краткие заключения нескольких ксендзов и глумящегося над Церковью гомельского БЧБ-клирика Владимира Дро(бышевского), а также «героически» получивших «мучительные» прокурорские предупреждения клирика С.Лепина, совершившего подстрекательскую провокацию и иерея-обновленца из Волковысска А.Богдана, постоянно призывающего «не понимать Библию буквально», клевещущего, например, на равноапостольного князя Владимира в контексте открытой ненависти к церковно-государственной симфонии, постоянно настраивавшего свое «молодежное братство» на революционный лад и устроившего первую пляску на «сакральных» католических костях еще задолго до С.Лепина и Р.Бондаренко.

Нынешнюю духовно запутанную ситуацию в Белоруссии епископ Артемий (вместе со своими введенными им в соблазн чадами – клириками и мирянами) вслед за своими собратьями-католиками надрывно-истерически характеризует как «грозный ветер бед, врывающийся без исключения в каждую дверь» (имеются в виду не вспышки революционных акций с гудящими городами, но действия законных силовых органов), а также «происходящую расплату страждущего белорусского народа за то равнодушие, безразличие и конформизм, которые многие годы сопровождали его жизнь: Беларусь была заповедником государства атеизма – убивали в людях способность критически мыслить, жить не по лжи, как говорил Солженицын». Очевидно, что полное затухание волнений и особенно исход в виде государственных преобразований на консервативно-патриотических (а не либерально-демократических) началах были бы восприняты епископом Артемием со чадами как «величайшая духовная катастрофа» и «большевистский реванш». При этом от лица гродненского клира, традиционно смеющегося над идеей русского всенародного покаяния за свержение Царя-помазанника и их «мракобесными» носителями, епископ Артемий требует именно «национального покаяния с осуждением насилия с участием миллионов людей».

Чтобы была понятна духовная картина этой прелести и лукавства в ее полноте: «декоммунизационный» террор и геноцид русских на Украине с лютыми гонениями на Православную Церковь ни у Артемия, который «принял на себя от Бога подвиг вещать людям слово истины и любви», ни у кого из его подопечных клириков не вызвал ни малейшего сочувствия и выражения (достаточно просмотреть сайт Гродненской епархии и страницы гродненских клириков). Ни одного слова ни возмущения сатанистским сжиганием заживо от 48 (по официальным данным самогό нацистско-карательного режима) до 250 и даже 400 человек в одесской «Хатыни», ни хотя бы несогласия с многолетней террористической русофобской политикой киевских властей, ни осуждения уже непосредственно кампании по жестоким захватам сотен православных храмов в Подолии и Волыни сатанинской сектой ПЦУ, созданной Порошенко, Варфоломеем и руководством США, – от «православных» борцов против «богоборчества и тоталитаризма», за «правду», «свободу и ненасилие» мы ни за что не услышим! Напротив, гродненским клиром не раз выказывалась явная симпатия украинским карателям-«патриотам» и секте ПЦУ, а саму епархию и ее архиерея открыто посещал с понятной целью пособник Порошенко расколотворец и развратник, экс-епископ Драбинко.

С первых же дней революции священники Артемьевской епархии стали инициативно раскачивать гимн «Магутны божа» «у падтрымку беларускага народа» – то есть, революционного запала, – вплоть до хорового его исполнения на ступеньках гродненского Кафедрального собора (как видим, в большинстве своем «забыв» отрастить бороды и очень уж смахивая на своих католических братьев по духу), завершившегося безумным хоровым возгласом «Жыве Беларусь!». Тут же главные инициаторы исполнения, известный друг С.Лепина, настоятель Кафедрального собора Г.Рой, назвавший белорусский ОМОН «откровенным злом», и открытый БЧБ-националист (литвинист) А.Яворец на сайте епархии полили откровенную ахинею про «евангельское, молитвенное, исполненное упованием на Бога» пение (с нацистским возгласом «Жыве Беларусь»!), сдобрив ее гнусной ложью о «милой девочке-поэтессе» нацистке Арсеньевой и прославлением «бело-пушистого» этапа революции «с девочками и старушками с цветами вдоль дорог», создавшими «атмосферу свободы, добра, дружеского отношения друг к другу», о том, что «здесь никто не выкрикивает антирусских лозунгов, это не Майдан, белорусы не желают никакого обострения ситуации, как говорят в некоторых СМИ», наконец, о том, что якобы «гимн “Магутны Божа” – наша общая молитва в поддержку всех, кто оказался невинно в заключении».

Продолжение «магутнабожнай» вакханалии в Гродненской епархии закономерно вызвало возмущение и несогласие со стороны православных мирян епархии (и за ее пределами). При этом еще в первое посещение мятежной (и далеко не с августа 2020 года) Гродненской епархии белорусским Экзархом митрополитом Вениамином на общем собрании духовенства была кротко (и без внешней публичности) доведена просьба не исполнять данную песню, которая вызывает явный раздор в Церкви, – ибо к разговору о сущности «Магутнага бога» гродненское священство во главе со своим епископом было явно не готово. Но гордые молодые и безбородые клирики, считающие себя носителями «подлинной правды» и «христианского ревнительства», – при этом почти поголовно являющиеся экуменистами, насаждающие кочетковское сектантство, почитающие таких «ревнителей веры», как «православные» протестанты Г.Кочетков, А.Кураев, А.Мень, А.Уминский, епархиальный любимец власовец Г.Митрофанов и им подобные, – демонстративно продолжили исполнять гимн, делая вклад в раздувание революционных страстей и мятежных действий, чтобы потом опять запеть песнь Роя о «страхе, что этот ужас может повториться». При том, что к тому времени абсурдность сказки об необузданном терроре, притом одностороннем, со стороны органов милиции (состоящей в Гродно почти исключительно из местных сограждан!) была уже общеизвестной.

Вполне же революционно-мятежный дух гродненского духовенства, заразившегося у своих католических соседей-собратьев (вместо того, чтобы, напротив, попытаться им привить православный дух кротости и смирения), раскрылся во время повторного архипастырского визита в Гродненскую епархию митрополита Вениамина на празднование престольного праздника Кафедрального собора Покрова Богородицы. Дух, который по определению не способен быть миротворцем, искренне алкать и находить правду, сеять добро. Собравшиеся в Кафедральный собор клирики-бунтари не просто нагло исполнили в присутствии митрополита свой любимый революционно-нацистский гимн, но сделали это прямо во время Божественной Литургии, перед общим Причастием.

Можно только поразиться кротости митрополита, который после такой наглости еще более смиренно, под тенью общепраздничной проповеди, обратился к архиепископу Артемию с доверительным увещеванием: «Раньше в беседе со священнослужителями я обращал внимание, что не нужно исполнять песнопение светского характера, которое разделяет наше общество, – “Магутны Божа”. Хотя оно имеет духовную окраску, но, тем не менее, кто-то радуется исполнению этого песнопения, а кто-то – скорбит. У нас достаточно других песнопений, которые не разделяют, а объединяют наше общество, наши приходы. И забота каждого настоятеля должна быть об этом. И каждого христианина – заботиться о том, чтобы мы были едины во Христе и были чадами Божьими… Думаю, что не нужно это как-то закреплять какими-то указами, распоряжениями. У каждого есть свой взгляд христианский, евангельский, который и вы как правящий архиерей, владыка, поможете направить в нужное русло. У вас как у старейшего архиерея Белорусской Православной Церкви достаточно опыта, мудрости, и Господь да поможет, чтобы мы сплотились, объединились и вернулись к тихой, мирной Беларуси, вместе с тем живущей по евангельским началам».

Как верно здесь замечает редакция «Русской народной линии», «предельно миролюбивое увещевание Патриаршего Экзарха всея Беларуси! Казалось бы, нужно внять словам митрополита. И если нет сил с ним согласиться, то, по крайней мере, не протестовать. Принять к сведению, как говорится». Однако уже здесь, в храме – еще далеко до уличных политических бурь – захваченный духом мятежности и самообольщения епископ Артемий, которому (как и его подопечным пастырям) отнюдь не нужно «возвращение к тихой, мирной Беларуси», «перехватив микрофон, спекулируя праздником Покрова и именем Самой Богородицы, заявил, что, мол, пусть Сама Матерь Божия “покажет нам, какой наш христианский долг и как мы его должны исполнять”, не стоит уповать “на человеческую суемудрость”, явно намекая на только что сказанное митрополитом Вениамином…

И после этого понеслось. Первой отозвалась одна из деятельниц оппозиции, ЛГБТ-активистка Наталья Василевич, выложившая ролик на своей странице в ФБ, снабдив издевательским комментарием, мол, митрополит Вениамин считает, что “Магутны Божа” “якобы разделяет народ”. “Если так пойдёт и дальше, то самое большое разделение проляжет между православным народом Божьим и его иерархией”, – пишет пропагандистка содомии. Мол, скорее, откажемся от иерархии, чем от коллаборационистского гимна. А её “френды” и вовсе начали оскорблять митрополита [особенно выделим кощунственный креатив Андрея Строцева и лидского священника Каминского, поддержанный, впрочем, всей либерально-националистической «церковной» группировкой]…

Не преминул добавить свои пять копеек и самый скандальный белорусский священник Александр Шрамко, который решил поучить митрополита Вениамина, как ему подобает вести себя и как управлять Экзархатом: “Надо сказать, что своим указанием митрополит Вениамин грубо превысил свои полномочия, поскольку на территории епархии полнотой церковной власти обладает правящий архиерей, то есть в данном случае архиепископ Артемий. Митрополит мог что-то посоветовать или согласовать в частной беседе с епископом, а также поставить вопрос на заседании Синода”. [Традиционно кичащийся своими “знаниями” запрещенный в служении криптоиудей-антицерковник Шрамко, конечно, сморозил чушь: полнотой церковной власти на любой территории обладает только сама Церковь (голос которой безукоризненно и озвучил митрополит по праву Экзарха), а епархиальный архиерей обладает лишь полнотой административной власти. При этом Шрамко тут же и признал подлинную причину своей “ревности о канонах”: “Митрополит Вениамин продолжает политику ‘нейтрализации’ Белорусской Православной Церкви” – то есть, пресечения попыток Ее использования Артемиями, Лепиными, Роями, Шрамко-Василевичами и иже с ними в качестве религиозного “хвороста в костер революции”, а отнюдь не Ее радения о правде Божьей. При этом, как видим, Шрамко-Василевич “почему-то” набросились на митрополита за совместное с архиепископом Гурием “награждение министров здравоохранения В.Караника и культуры Ю.Бондаря и российского посла Д.Мезенцева во время празднования 550-летия появления Жировической иконы Божьей Матери”, якобы могущее “разделить общество” (Василевич даже совместно с иереями (!) Шафаренко и Сергеевым публично назвала владыку Экзарха “митрополитом Медалем-Караником после митрополита Чернобыльского Краника”), – видимо, по принципу: “кто не написал заявление об отставке 9 августа, тот враг народа и революции”]…

Вдохновлённые позицией архиепископа Артемия национально озабоченные священнослужители начали выкладывать на своих страницах текст или ролики с исполнением “Магутны Божа”. Среди них: диакон архиепископа Артемия Дмитрий Павлюкевич (Dzmitry Pavlioukevich, как он представляется в ФБ) [добавим, с вызывающей насмешкой], заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусского Церкви клирик Евгений Громыко (подписывающийся в ФБ Яўген Грамыка) и даже сам глава Синодального информационного отдела протоиерей Сергий Лепин» и, дополним «Русскую народную линию», его друг и представитель «гродненской элиты» Георгий Рой, который, в свою очередь, присоединился к протестному заявлению – в защиту «Магутнага бога» от митрополита Вениамина – «Брацтва Віленскіх мучанікаў» (самому старому, из глубины 1990-х, рассаднику в Белоруссии экуменизма и русофобского БЧБ-национализма, alma mater той же самой Н.Василевич) и близкому к нему (и тождественному по духу и взглядам) революционному «Хрысьціянскаму клубу».

К ним тут же с нарочитой демонстративностью примкнули известные своим радикальным протестантством и русофобским БЧБ-национализмом клирики Н.Гайдук (настоятель домового храма архиепископа Артемия), Ю.Глинский, Г.Мартышевский (почти открытый католик), всё те же Г.Рой, А.Яворец и В.Шафаренко со следующим ответом митрополиту Вениамину на его на увещевание: «Если мы хотим быть церковью для тех, кто еще “совок” застал [то есть, для “архаичного совкового быдла”], то да, нужно запрещать и не позволять, но если захочется быть церковью для всех, то нужно понимать, что люди разные будут и с “Магутны божа” в том числе». А также, добавим от себя, – с ЛГБТ-убеждениями и вожделениями, со свастиками и тевтонскими крестами, с прямыми и перевернутыми пентаграммами, с идеями «научного атеизма» и «показывания по ТВ последнего попа» и многими другими «творческими» произведениями «свободного» человеческого духа, которому – также, как и указанным священникам из единой либерально-революционной когорты, – очень претят всякие «запрещения и непозволения». Очевидно, что такие антихристианские взгляды, транслирующиеся пастве (и далее по цепочке – всему народу) не только в сети, но и с амвона, с кафедр и священнических седалищ, возникли отнюдь не в условиях «фальсификаций и насилия» – они лишь нашли себе почву в событиях многомятежного демократического политического строя.

Впрочем, разумеется, клирик С.Лепин не мог удовлетвориться одним рядовым фрондированием и занялся традиционной вольной герменевтикой увещевательных слов Экзарха с гродненского амвона, тут же с радостью распространенной на миллионную аудиторию антихристианским ТUT-баем: якобы это касалось только «текущих дел конкретного прихода», а «патриарший Экзарх  не ставил своей целью озвучить программное заявление на всю страну», и «замечание владыки касалось исполнения этого гимна лишь в богослужебном контексте», а рекомендация не исполнять «Магутны божа» якобы тождественно «тому же принципу, по которому некогда апостол Павел отказался от употребления мяса,  чтобы не соблазнять своего брата (см.: 1Кор.8:13)». Что не помешало ему тут же под текстом признаться, что для него «ох, нелегкая эта работа…» – очевидно, угадаем многоточие, – «…толковать слова…ота». И далее вместе со своими единомышленниками из революционного клира наброситься на исполняемый в монастыре и якобы «разделяющий христиан» антагонистический гимн «Боже, Царя храни» (тому самому – из второй части), наконец, поддержать известную клевету на выдающихся православных творцов А.С. Пушкина (в бабничестве, которое закончилось после обращения писателя к вере и покаянию) и композитора-литругиста П.И. Чайковского (аж в гомосексуализме, разумеется, мнимом), призванную «оправдать» православную рецепцию продукта нацистки Арсеньевой.

Далее клирик С.Лепин, выводя из-под лучей церковной правды любимую им «молитву Аресеньевой», набрасывается со своим единомышленником клириком Г.Мартышевским на гомельского священника А.Митрофанова и публицистку Ю.Чирву, вводящих в поле зрения Церкви и общества замечательную статью «Почему Владыка Вениамин просил не исполнять “Магутны Божа”». Попутно двум клирикам, поклонникам «Магутнага божа», удается выдать в себе сторонников и давно разоблаченных геббельсовско-русофобских Куропатского и Катынского мифов, активно раскручиваемых поляками и польским Костелом в Беларуси и полностью вписывающихся в общий БЧБ-дискурс «Магутнага божа». Здесь же в полемике живописно изображается и сам дух той группы клириков, которую они оба олицетворяют

Любопытно, что уже на своей странице С.Лепин переходит к прямой апологии содержания «молитвы» Арсеньевой с обличением (сдобренным предельными формами омерзительного хамства к пастырю, лукаво именуемому «собратом», совместно со старыми знакомыми, иереями А.Попко, Е.Громыко, В.Шафаренко) точного замечания отца Алексия о синонимическом единстве гимна «белорусских» коллаборационистов «Магутны божа» с подобным гимном власовской РОА, а также о качественной размытости понятия о Боге в данном гимне. Попутно С.Лепину удается здесь мягко намекнуть на «другой характер» коллаборационизма Арсеньевой и, «аналогии ради», снова бросить тень на гимн-антагонист «Магутнаму богу», ненавистный ему и всему либерально-националистическому клиру «Боже, Царя храни» В.Жуковского, якобы бывшего масоном (во всяком случае, во время написания гимна), – хотя, как известно, антимонархизм близкого сердцу С.Лепина масонства является центральным элементом символа масонской веры.

Попыткой же оправдания коллаборационистского гимна «Магутны божа» путем сопоставления его со словесно и духовно созвучными (сущая правда!) гимнами Лихтенштейна, Швейцарии, Эстонии, Латвии и Хорватии (и даже Сербии) клирик С.Лепин снова лишь усиливает правду своих оппонентов. Да, это – типичные националистические гимны с заботой о материальном процветании наций, характерные для романтистского этапа буржуазной эпохи, в которой монопольным законодателем мод были те самые масоны и их квазисветская религия гуманизма (и национализма как его ответвления) с отношением к Богу как к «золотой рыбке» у А.С. Пушкина. В ряду их стоит и «Магутны божа». Мы четко показали это в содержательном анализе антихристианского и антинародного революционного гимна «Магутны божа».

Данную же «политическую» часть завершим указанием на торжественное присоединение к мятежным и нападающим на митрополита революционно-обновленческим клирикам (еще раз вспомним о последовавшем вскоре их революционном воззвании к митрополиту) польско-литовско-американской верноподданной Светланы Тихановской собственной персоной, с гневом набросившейся на «запрет петь гимн “Магутны божа”, в церквях» со стороны «давящего безответственного» митрополита Вениамина. Которую тут же, вслед за раскольницей Василевич (возмущающейся, когда забывают упомянуть о ее экуменизме и ЛГБТ-активизме), радостно приветствуют «не сдающиеся и продолжающие петь священники» – старые знакомые диссиденты из Минска и Лиды Е.Громыко, Ю.Глинский, А.Полховский, В.Шафаренко, А.Попко, В.Каминский.

Несколько позже уже, можно сказать, весь собор обновленческо-революционных клириков восхищенно приветствовал экуменический оккультный спектакль в поддержку БЧБ-революции в главном берлинском кафедральном протестантском соборе Германской империи с участием варфоломееских клоун-клириков, католических и протестантских бискупов, с театрально-псевдомолитвенными камланиями и коллективным исполнением «Магутнага бога» и с выступлением Тихановской с «амвона-броневичка»; наконец, – саму Василевич как главного «белорусского» координатора – их совместные с «Президенткой» Тихановской  и БЧБ-флагом, а также свитой с революционными знаками фото в соборе. Напомним, это те самые либеральные клирики, которые много лет горячо провозглашали, что «Церковь вне политики, аполитична», «нейтральна к любым политическим взглядам», «чужда всякой идеологии». При этом ими подразумевались исключительно ненавистные им политика идеократического государства, Третьего Рима (православной Империи, Катехона, блюстителя правды и Удерживающего от всемiрного торжества зла) и его идеология Православия-Самодержавия-Народности, Святой Руси, триединого русского народа и единого Русского мира, представляющих собой богословское наследие великих отечественных святых, то есть, Откровение и завет Святого Духа. Но не милые им западные идеологии либерализма, национализма, либерального гуманизма и демократизма, глобализма, неизменно связанной с ними цивилизационной русофобии, а также соответствующую политику и политические силы. С их местными псевдобелорусскими символами – БЧБ-флагом, гимном «Магутны божа» и кличем «Жыве Беларусь!»

Что ж, Церковь на Белой Руси уже на раз сталкивалась с бунтами и даже прямыми предательствами обмирщенного священства (и даже епископата), из которых в истории особенно выделяются вторая половина XVI и послереволюционный период XX веков. Чем это закончилось тогда для Церкви и народа – хорошо известно. Православным патриотам Белой Руси нужно приложить усилия для того, чтобы те истории не повторились «никогда вновь». А ход нынешней истории повернул в прямо противоположном направлении.

Пантелеймон Филиппович